ЭМОЦИИ ВОЗМУЩЕНИЯ И СТЫДА Рассмотрим вариант схемы эмоции стыда, в котором она является реакцией носителя на его агрессивные действия по отношению к другому носителю имеющему положительную оценку. Используем пример, в котором мать видит, как её ребёнок взял флакон духов и, уронив, разбил его. Опишем составляющие этой реакции, первой из которых является эмоция огорчения от разбитого флакона. Пусть ребёнок держит флакон на раскрытой ладони руки. Носитель видит другого носителя - это определяется по возбуждению врождённых образов любого вида, а в данном случае детских в.о. Выполняется полная идентификация матрицы объекта (ребёнка). Далее идёт осмотр непрерывной поверхности тела, взгляд переходит на кисть руки и выполняется её частичная идентификация, т.к. часть ладони закрыта флаконом. При этом фиксируется, что матрица руки является матрицей элемента объекта идентифицированного перед ней, является частью образа тела ребёнка. Затем выполняется полная идентификация нового объекта - флакона. При этом схема анализа образов фиксирует, что при переходе восприятия от поверхности идентифицированной как элемент первого объекта (кисть руки) к восприятию поверхности идентифицированной как второй объект (флакон) нет разрыва дальности между поверхностями объектов, и есть движение глаза вверх. Это значит, что второй объект лежит на первом, флакон лежит на руке. Здесь важно, что схема анализа образов использует формальные, воспринимаемые на чувственном уровне признаки соотношения объектов. Этой ситуации соответствует фраза "флакон на руке", но её произнесение нужно лишь для описания ситуации. Для эмоциональной реакции понимание соотношения объектов даёт именно зрительное восприятие и его анализ схемой и.п. без участия интеллекта. При этом возможно установление связи между понятием "разбить" и эмоцией сопровождающей ситуацию описываемую этим понятием, но это относится к области программирования интеллекта. Мать видит, как флакон падает из руки ребёнка на пол и разбивается. Здесь просто идёт отслеживание движения объекта движением глаза за ним управляемое соответствующей схемой. Теперь опишем схему эмоции огорчения от разбитого объекта. Пусть флакон разбился на две примерно равные части, достаточные для частичной идентификации. Носитель видит осколок флакона и выполняет частичную идентификацию флакона. При этом из мотива обоняния (мотива запахов объектов) извлекается положительная оценка этих духов. Если бы между осколками не было бы другой поверхности (они "висели" бы в воздухе), то дальнейшее движение глаза фиксировало бы разрыв поверхности и последовала бы новая частичная идентификация флакона при восприятии второго осколка. В действительности осколки лежат на полу. Учтём матрицу пола. Между частичными идентификациями флакона будет частичная идентификация пола и восприятие непрерывной поверхности между осколками и полом, но это не влияет на ситуацию, т.к. изменение формы линзы определит, что пол дальше, чем поверхности осколков, следовательно, не закрывает их, "флакон на полу". Двойная частичная идентификация одного объекта при разрыве его поверхности с промежуточной идентификацией третьего объекта в ситуации предлога "на" (это не обязательный компонент реакции) означает восприятие разбитого объекта. Схема, фиксирующая разбитый объект с положительной оценкой, даст разрешение на возбуждение эмоции огорчения, сила которой определяется по силе положительной оценки духов. Другой носитель держал флакон и, уронив его, стал причиной того, что флакон разбился и причиной получения отрицательной эмоции огорчения. Причинность устанавливается по последовательности фактов восприятия - после этого, значит по причине этого. Схема и.п., составные части которой описаны выше, при отсутствии отрицательной оценки страха и обязательном присутствии положительной оценки у объекта ставшего причиной эмоции огорчения, здесь в виде эмоции любви к детям, притом, что этот объект является носителем - это определяется по наличию детских в.о. в его образе, даёт разрешение на возбуждение эмоции возмущения. Эмоция возмущения всегда является реакцией на потерю объекта по вине другого носителя с положительной оценкой. Сила эмоции возмущения определяется по силе эмоции огорчения и всегда больше её. При отсутствии положительной оценки была бы возбуждена эмоция гнева. Мать, видевшая как ребёнок взял духи, может и не видеть момент падения флакона, но, увидев его осколки при сохранении значений регистров первой части схемы (например, в соответствующем мотиве, в который записываются значения регистров линий процессов и.п.) схема сработает. Схема может быть уточнена с помощью интеллектуальной части сознания в виде рассказа ребёнка о случившемся, но если он не может говорить, то мать будет считать его виновником происшествия. Происходит запись в мотив возмущения. Он состоит из регистра входящего в схему сравнения побуждений и соединённого с каналом связи мотива, к которому подключены группы ячеек памяти мотива. Ячейки записывают код объекта ставшего причиной эмоции (код ребёнка), код объекта явившегося источником эмоции (код флакона духов) и силу эмоции. Отметим, что оценки этих объектов всегда могут быть получены из мотивов, в которых они записаны и сохраняются. Схема возбуждения эмоции передаёт её силу в канал мотива с сигналом для записи в ячейку мотива и с сигналом схеме перевода для возбуждения чувственных нейронов, возбуждённое состояние которых является эмоцией возмущения. Ячейка с записью силы реакции становится источником сигнала возбуждающим нейроны этой эмоции вне восприятия ситуации её вызвавшей. Эта ячейка передаёт силу эмоции в канал её мотива, из которого она передаётся на регистр эмоции возмущения в схеме сравнения побуждений. Сила эмоции возмущения сравнивается с силой других текущих побуждений в схеме сравнения побуждений и если она сильнее других побуждений, то она будет управлять действиями носителя. Если в ситуации нет объекта, вызвавшего эту эмоцию, то его код извлекается из мотива, и он становится кодом цели с последующим определением её возможного пространственного положения. Эмоция возмущения побуждает к активным агрессивным действиям, направленным на носителя её вызвавшего. Но в ситуации присутствуют детские врождённые образы, задача которых в подобных ситуациях в том, чтобы блокировать агрессию взрослых против ребёнка. Между регистром эмоции возмущения и регистром эмоции любви к детям собрана схема сравнения с передаточным числом, усиливающим позицию положительной эмоции в некоторой степени. Стандартная сила эмоции возмущения (от стандартной силы эмоции огорчения, например, при потере объекта, не имеющего оценки) блокируется эмоцией любви к детям при нормальном количестве соответствующих нейронов, от которого могут быть отклонения в обе стороны у разных людей. При определении силы эмоции возмущения по силе эмоции огорчения, зависящей от силы положительной оценки, сила возмущения может быть сильнее, чем эмоция любви к детям. Пусть эмоция возмущения будет сильнее, чем блок от детских в.о., тогда мать выполнит действия, к которым её побуждает возмущение. Пусть она ударит ребёнка. Это действие либо входит в программу мотива возмущения, заполненную при участии интеллекта, либо, просто, внесено в мотив как врождённая реакция. В последнем случае сигнал от работающего мотива возмущения, выходящий из схемы сравнения побуждений, прямо передаёт в канал мотива действий код действия и сигнал на его реализацию. После выполнения этого действия мотив возмущения реализован. Теперь нужно убрать записи об этом объекте из мотива. В противном случае запись будет побуждать к продолжению агрессивных действий, что является неадекватным поведением. Сигнал о выполнении действия даёт тактильный рецептор (или рецепторы) в точке действия. Но этого сигнала недостаточно, более точно определить наступление ситуации прекращения реакции возмущения может соответствующая схема в и.п., вариант которой мы и рассмотрим. В линии регистров возмущения включены, кроме прочих, регистр эмоции возмущения с её силой (1), регистр кода объекта вызвавшего эмоцию с кодом образа ребёнка (2), регистр запрашиваемого для выполнения действия "ударить" как элемента мотива (3). В линии зрительного восприятия включён регистр с кодом видимого объекта (ребёнка) (4), а в линии процесса действия включены регистр с кодом выполняемого действия (5) и регистр, фиксирующий выполнение этого действия по сигналу от рецепторов в точке действия (6). Между ячейками содержащими код объекта вызвавшего эмоцию и код видимого объекта есть схема сравнивающая коды, которая при их совпадении и разрешает действие из мотива возмущения с данным объектом. Между регистрами с кодами действий в линии мотива возмущения и в линии процесса действий также есть схема сравнения проверяющая правильность реализуемого действия. Логическая схема, соединяющая регистры 1 - 6, фиксирует, что объект вызвавший реакцию возмущения соответствует видимому и что с ним выполнено действие из мотива возмущения. Выход схемы фиксирует реализацию мотива и даёт разрешение на стирание записи в нём сигналом S33. В момент работы схемы и.п. объединяющей регистры 1 - 6 ячейка мотива с записью кода объекта (ребёнка) определяет совпадение её записи с кодом видимого объекта (с кодом в шине данных, с которой ячейка соединена схемой сравнения кодов). Будет включён триггер состояния ячейки. Его выход соединяется с сигналом S33 через л.н. "И", выход которого подаёт сигнал на входы В триггеров данной группы ячеек и стирает запись. Триггер состояния выключается дополнительным сигналом, подаваемым на входы В триггеров его серии. Можно сохранить запись о пережитой эмоции и её причине. В этом случае выход л.н. "И" включит специальный триггер имеющийся в каждой группе. Этот триггер заблокирует передачу силы эмоции в канал мотива из работающей ячейки, выключит триггер состояния, и сам будет сигналом того, что реакция реализована. Ребёнок испытал боль от удара, и она вызвала рефлекторный крик боли. Мать услышала этот крик, и он по записи в мотиве жалости вызвал эмоцию жалости стандартной силы соотносимую с образом ребёнка как её источника. Набор регистров в схеме и.п. изменился. Регистры мотива возмущения выключены, но в линии регистров действия включены: регистр с кодом образа ребёнка (объект с которым выполнено действие) (1), регистр с кодом действия "ударить" (2) и регистр фиксирующий выполнение действия (3). Схема помнит, что мать ударила ребёнка. Теперь в линии регистров эмоции жалости включены регистр с силой эмоции (4) и регистр с кодом объекта вызвавшего жалость (5). Сохраняется запись о положительной оценке в виде эмоции любви к детям (6) и кода объекта её вызвавшего (7). Между регистрами с кодами объектов собрана сравнивающая схема. Схема, соединяющая регистры 1- 7, определит, что мать ударила (выполнила некоторое действие, вызвавшее отрицательное состояние, в общем случае - любое действие) носителя и результатом этого действия стало его состояние вызывающее жалость. При этом носитель не имеет отрицательных оценок, блокирующих возбуждение эмоции жалости, и имеет положительную оценку. Выход схемы разрешает возбуждение нейронов, возбуждённое состояние которых является эмоцией стыда. Сила эмоции стыда может определяться по силе положительных и отрицательных оценок входящих в схему её возбуждения. Например, выход схемы разрешает передачу с регистра и.п., содержащего запись о силе эмоции жалости, сигнала на возбуждение соответствующего числа нейронов эмоции стыда. Здесь возможно использование передаточного числа увеличивающего число нейронов стыда по сравнению с числом нейронов жалости, чтобы чувство стыда было сильнее жалости. Эмоция стыда имеет свой мотив, состоящий из регистра входящего в схему сравнения побуждений и соединённого с каналом связи мотива, с которым соединены группы ячеек памяти, в которые записываются коды объектов и действий с ними, вызвавших эту эмоцию, и сила пережитой эмоции. Сила эмоции поступает в канал мотива от схемы её возбуждения для записи и переживания эмоции. Мотив содержит ячейки с записью кодов объектов, соединённые с шиной данных и постоянно сравнивающие код в шине с кодом записанным в них и ячейки с записью кодов действий, соединённые с каналом мотива действий и постоянно сравниваюшие код в канале с кодами записанными в них. Если код видимого объекта и код действия, поданный в канал мотива действий для выполнения, совпадают с кодами в ячейках, то включается триггер состояния, подающий сигнал о совпадении в схему и.п. Если и.п. определит, что действие выполняется (или должно быть выполнено) с этим объектом, то из ячейки мотива сила эмоции передаётся в канал мотива для возбуждения нейронов стыда - сильного или слабого. Оба варианта будут адекватны. Эмоция стыда из канала передаётся на её регистр в схеме сравнения побуждений и блокирует их, запрещая реализацию более слабого побуждения к действию запрещаемому эмоцией стыда. У матери в следующий раз попытка ударить ребёнка вызовет реакцию стыда, блокирующую это действие. Мотив стыда запрещает определённые действия по отношению к определённым объектам, заставляя схемы сознания носителя искать другие способы воздействия на них, но не запрещает саму реакцию побуждающую к запрещаемым действиям. Сила стыда может иметь отклонение от видовой нормы в рамках от очень сильной реакции до её полного отсутствия. Если врождённая сила возмущения больше, чем врождённая сила стыда, то стыд не сможет блокировать агрессивные действия этого побуждения в тех случаях, когда сила возмущения будет больше максимальной силы стыда. Анализируя работу нервной системы и мозга человека надо иметь в виду, что торможение некоторых реальных нейронов и эмоциональных, в том числе, требует некоторого времени определяемого природной технологией. Поэтому логическое окончание реакции и устранение эмоционального состояния как нервного возбуждения не всегда совпадают. |