ДЕТСКИЕ ВРОЖДЁННЫЕ ОБРАЗЫ Существуют врождённые образы, соответствующие внешности маленьких детей. Эти образы возбуждаются при восприятии ребёнка. Детские в.о. имеют и женщины, и мужчины. В возбуждённом состоянии детский врождённый образ подаёт сигнал на возбуждение одного или нескольких чувственных нейронов, возбуждённое состояние которых является положительной эмоцией, которую будем называть эмоцией любви к детям. Люди могут иметь разную силу эмоции, при наличии видового стандарта изменчивость определяет разброс числа нейронов этой эмоции у разных людей вплоть до их полного отсутствия. Женщины имеют физиологические системы рождения и кормления детей, которые могут иметь свои рецепторы, сигнализирующие о состоянии этих систем и фиксирующие наличие потребности в деторождении. Это может быть самостоятельный мотив, в котором принимают участие и детские в.о., но об этом лучше судить женщинам. Эмоция любви к детям имеет свой мотив, состоящий из регистра и соединённого с ним канала связи, к которому подключены группы ячеек памяти, в которые записываются коды образов объектов содержащих в.о. и силы вызванных ими эмоций. Более сложные моменты этой эмоциональной реакции, определяющие мой это ребёнок или чужой, задаются с помощью понятийной системы и с помощью различных чувственных реакций. У животных дополнительным определителем своего потомства часто бывает индивидуальный запах, код которого записывается в мотив вместе с кодом образа детёнышей. Примем, что в детский мотив заносятся только коды своих детей. Понимание того, что это мой ребёнок может происходить следующим образом. Женщина в момент родов видит рождение ребёнка. В процессе родов женщина имеет образы рождающегося ребёнка и ощущения, сопровождающие его рождение. Схема и.п. фиксирует через схему определения пространственного положения рецепторов соответствие пространственного положения видимых образов рождающегося ребёнка, включающих детские в.о., пространственному положению ощущений родов и разрешает при возбуждении детских в.о. запись в мотив детей кода образа видимого ребёнка и силы полученной эмоции. Теперь женщина определяет своего ребёнка по соответствию видимого образа с запомненным. Женщина показывает ребёнка мужу. У мужчины схема и.п. определяет, что он видит ребёнка и его образ возбуждает детские в.о. Далее восприятие даёт образ жены, которая имеет положительную оценку в виде эмоции любви. Схема определит, что женщина с этой положительной оценкой держит ребёнка. Это разрешит запись в мотив детей мужчины кода образа этого ребёнка и силы эмции. Сила эмоции может зависеть и от оценки женщины. Женщина может сопровождать ситуацию поясняющими её смысл словами: "Это мой ребёнок", но для их учёта требуется понимание смысла слова "мой". Эта эмоция является побуждением со схемой мотива аналогичной схеме мотива эмоции любви. Если есть запись в мотиве о наличии собственного ребенка, то ячейка с записью силы эмоции постоянно передаёт число в канал мотива, из которого оно передаётся на регистр этого мотива в схеме сравнения побуждений. При наличи нескольких записей схема, собранная между ячейками памяти мотива, передаёт максимальное число. Если в данный момент эмоция любви к ребёнку сильнее других побуждений, то её выход из схемы сравнения побуждений даст сигнал на разрешение работы мотива и на возбуждение нейронов этой эмоции через схему перевода, которая считывает силу эмоции из канала мотива и даёт сигналы на возбуждение чувственных нейронов. Работа этого мотива заключается в заботе о детях. Ребёнок растёт и со временем его образ перестаёт соответствовать детским в.о. Со временем меняется и образ объекта вызвавшего любовь. Можно предусмотреть схему, которая сохраняет код образа такого объекта. Схема меняет матрицу образа (совокупность возбуждаемых объектом зрительных нейронов), но даёт этой новой матрице отражающей текущий образ объекта старый код (порядковый номер матрицы), по которому объект записан в различных мотивах носителя. Образ меняется, но его код остаётся постоянным и тогда эмоция любви к другому человеку или выросшему ребёнку сохраняется. Её источником будет запись силы эмоции по коду образа в мотиве, извлекаемоя при работе мотива или при представлении/восприятии объекта. Рёбёнок со временем накапливает положительные и отрицательные оценки, которые могут влиять на работу этого мотива вплоть до стирания записи о нём. ЭМОЦИЯ ТРЕВОГИ Эмоция тревоги является реакцией на одновременное или в некоторой последовательности восприятие объекта (или объектов) имеющего положительную оценку и объекта (или объектов) имеющего отрицательную оценку и представляющего угрозу первому объекту. Носитель видит своего ребёнка, вызывающего положительную оценку, переводит взгляд и видит собаку, вызывающую у него страх через запись в мотиве страха. Эта ситуация вызовет эмоцию тревоги за ребёнка. Ребёнок может быть и чужим. В норме восприятие любого ребёнка может вызвать через возбуждение детских в.о. эмоцию любви к детям без записи в мотив и в подобной ситуации вызвать тревогу за него. Реакцией управляет схема и.п., на регистрах которой есть записи о восприятии объекта с детскими в.о., о силе эмоции вызванной им, о восприятии объекта вызывающего страх и о силе страха. Нужно, также, определить, что оба объекта относятся к одной объектной ситуации, т.е. между их восприятием нет разрыва во времени и пространстве относящего их к разным объектным ситуациям. Это нужно определить по формальным признакам. Пусть носитель в момент их восприятия не двигается, временной интервал между их восприятием незначителен, т.к. после идентификации образа ребёнка сразу был идентифицирован образ собаки, и расстояние между ними, определяемое по изменению формы линзы, небольшое. Схема при такой комбинации записей в её регистрах подаёт сигнал на возбуждение чувственных нейронов, возбуждённое состояние которых является эмоцией тревоги. Сила эмоции равна или соответствует при наличии передаточного числа силе положительной оценки или отрицательной. Например, регистр с записью силы положительной оценки от детских в.о. в этой схеме и.п. может быть соединён со схемой перевода, которая при наличии разрешающего сигнала и с учётом передаточного числа подаёт сигнал на возбуждение одного или нескольких нейронов тревоги. Смысл эмоции тревоги в том чтобы подавить реакцию страха и осуществить действия направленные в данном случае на защиту ребёнка. Нейроны эмоции тревоги имеют свой регистр. Между ним и регистром страха собрана схема сравнения их силы. Эмоция тревоги также имеет свою часть в схеме сравнения побуждений, где она имеет высокий статус, и блокирует остальные мотивы в соответствии со своей силой независимо от результатов её сравнения с силой страха. Если мать в момент появления угрозы ела мороженое, руководствуясь мотивом голода, то мотив питания будет заблокирован и его действия прекращены. Если эмоция тревоги сильнее страха, то в ситуации остаётся работающей эмоция тревоги, и реализуются действия активного или пассивного противостояния опасности, которые индивидуальны для носителя и ситуации, в которой могут быть разные опасные объекты. Животное в такой ситуации попытается спрятать детёныша или отвлечь опасность на себя, или проявит, если это возможно, агрессию. ЭМОЦИЯ ЛЮБВИ ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ Любовь родителей к детям должна носить безусловный характер - это условие выживания потомства, но любовь детей к родителям должна зависеть от отношения родителей к ним. Рассмотрим вариант схемы этой эмоции, в котором любовь к родителям является реакцией на две положительные оценки, которые мать или отец вызывают у ребёнка. В общем случае множество различных положительных оценок, связываемых ребёнком с родителями, могут вызвать любовь к ним. Мать кормит ребёнка и первая положительная оценка - это эмоция симпатии, вызванная по рассмотренной ранее схеме и записанная в мотиве симпати. Теперь мать ласкает ребёнка и вызывает положительное тактильное ощущение. Схема и.п., используемая для вызова эмоциональной реакции, определит, что с объектом связаны в разных мотивах две (или больше) положительные оценки полученные одновременно или в разное время. В нашем примере с объектом связаны две оценки: эмоция симпатии и положительная оценка ласки. Это будет основанием для разрешения на возбуждение нейронов, возбуждённое состояние которых является эмоцией любви детей к родителям. Силу эмоции можно определять разными способами на основе соотнесения двух положительных оценок. По силе самой сильной или слабой оценки, по силе самой значимой (питание, например), по их сумме и другими способами. Это может зависеть и от пола ребёнка. Для мальчиков может быть более значимым питание, для девочек ласка. Эта эмоция имеет свой мотив, в который записываются коды объектов и силы эмоций ими вызванных. Восприятие объекта из этого мотива вызывает эмоцию любви к родителям и соответствующее поведение. Ребёнок ласкается к родителям, что распознаётся ими по ласке, улыбке, смеху, ласковому голосу. Могут быть врождённые звуковые образы, возбуждаемые звуками ласкового голоса и вызывающие любовь к ребёнку, и усиливающие любовь к нему полученную от детских в.о. Такие действия ребёнка могут быть подражанием действиям ласки родителей и/или иметь врождённый характер и их коды могут быть записаны в этом мотиве. Группа ячеек мотива может передавать в канал мотива действий код стандартного действия при её работе. Для взрослого сына или дочери эта эмоция является побуждением к защите родителей и заботе о них. |