ЭМОЦИЯ СМЕЛОСТИ

Приведём пример, на котором рассмотрим вариант программирования эмоции смелости. Мальчики прыгают с лестницы, выясняя, кто сможет прыгнуть с более высокой ступени. Мы не рассматриваем побуждение, которое заставляет их прыгать, и не учитываем его участие в рассматриваемых схемах эмоциональных реакций. При прыжке с первой ступени они испытывают небольшую боль от удара о землю. Эта боль вызывает небольшой страх. Одновременно с эмоцией страха рецепторы боли возбуждают и положительную эмоцию смелости. Они подают сигналы в группу чувственных нейронов, возбуждённое состояние которых является эмоцией смелости. Сигналы подаются не прямо, а через л.с., которая считает количество возбуждённых рецепторов боли и в зависимости от их числа по своему алгоритму возбуждает нейроны эмоции смелости. У эмоций страха и смелости разная динамика роста. При небольшой боли число возбуждённых нейронов эмоции смелости больше чем число возбуждённых нейронов страха. Нейроны смелости имеют свой регистр, между которым и регистром нейронов страха собрана схема сравнения их силы.

В начале эмоция смелости сильнее эмоции страха и блокирует её регистр, запрещая передачу сигналов с него на схему сравнения побуждений для сравнения силы страха с другими её элементами. Затем, по мере увеличения числа рецепторов боли, сила страха растёт быстрее, чем сила смелости. В какой-то момент они сравниваются, а затем сила страха продолжает увеличиваться, но рост силы смелости прекращается. Можно сказать, что в норме общее число нейронов страха больше, чем число нейронов смелости, но у человека число нейронов эмоций индивидуально. Люди с большим числом нейронов смелости более смелые и наоборот. Отметим, что в нашем примере эмоция смелости, блокируя страх, разрешает опасные действия самого носителя с пассивным объектом, признавая, что действия вызывающие небольшую боль не фатальны для носителя и возможны при некоторых обстоятельствах.

Мальчики прыгают с более высоких ступеней и растут страх и смелость. Отметим, что вестибюлярный аппарат в момент падения тоже может возбуждать страх (и положительное чувство полёта), но это не будем учитывать. Сила смелости, сила страха и динамика их роста индивидуальны для каждого человека. Поэтому будет происходить отсев менее смелых. В ситуацию можно ввести стимул - это объект с положительной оценкой более сильной, чем текущая сила страха. Кто прыгнет с большей высоты, тот получит мороженое. Тогда регистр эмоции страха в схеме сравнения побуждений, а это часть схемы и.п., будет заблокирован регистром вторичного побуждения с силой вкусового ощущения. Это позволит прыгнуть с большей высоты, но рост страха с высотой ступеней преодолеет силу стимула. При установлении схемы сравнения между регистрами страха и положительной оценки можно использовать разумное передаточное число. Например, десять триггеров вкусового регистра блокируют двенадцать триггеров регистра страха или наоборот.

В ситуации можно использовать волевой механизм, который устанавливает соответствие между текущей силой эмоции страха и более сильными положительными и отрицательными эмоциями блокирующими страх (его регистр). К положительным относятся эмоции гордости, любви к кому-то или чему-то и другие. К отрицательным относятся эмоции стыда, зависти и другие. Описание механизмов волевых реакций относится к интеллектуальной части сознания.

Рассмотрим ещё один пример. Носитель имеет представляемую цель - порцию мороженого находящуюся в холодильнике. Он берёт одну порцию, туда ставят новую и т.д. Он подходит к холодильнику. Чтобы его открыть, пусть надо нажать металлическую кнопку в середине дверцы. Но это действие надо запомнить. Введём постоянно действующий мотив объектов, просто объектов, любых. Он, как и все остальные мотивы, состоит из регистра, канала связи и групп ячеек, в которые записываются коды объектов и коды действий с ними.

Носитель своей рукой и другими частями тела может выполнять определённый набор действий. Схемы всех возможных действий находятся в мотиве действий, и носитель может выполнить с подходящим по размерам объектом множество произвольных действий. Он может взять предмет, поднять, повернуть, бросить и т.д. В процессе обучения и самообучения за определёнными предметами закрепляются определённые действия. Эти действия могут быть как общего, так и частного характера. Нож, как и любой предмет, для действий с ним надо сначала взять - это общее действие, но резать можно только ножом - это частное действие. Такое закрепление действия за объектом и является смыслом действия. Образование последовательностей объект - действия для машинного носителя может быть получено в процессе обучения или запрограммированно изначально. Самообучение биологического носителя может выполнять схема или программа, при реализации которой носитель выполняет с произвольным изучаемым объектом последовательный набор стандартных действий. В результате, отбираются успешные сочетания объект - действие (действия) по некоторым критериям. Для действия "откусить таким критерием является получение положительной вкусовой оценки. Для других действий и мотивов критерии отбора другие.

В мотиве объектов в каждую группу ячеек записываются код объекта и коды общих и частных действий с ним. Последовательность действий может определяться последовательностью записей. Сначала выполняется действие из первой ячейки, затем из второй и т.д. Если с объектом можно выполнять разные наборы действий в одном и/или в разных мотивах, то ячейки с записями действий разделяются на соответствующие подгруппы, вход в которые (выбор которых) осуществляется по коду работающего мотива или по другим запоминаемым в отдельных ячейках признакам. В мотиве питания яблоко надо взять и откусить, в мотиве любви к детям его надо взять и дать ребёнку. Вероятно, это не единственный способ определения, в какой ситуации какое действие надо выполнить с объектом. В системе интеллекта каждое действие и каждый объект обозначены отдельным словом и их сочетание в команде, определяемое логикой интеллекта, может быть ещё одним способом их соединения.

Носитель использует пространственный мотив. Напомню, что он состоит из групп записей. Группа состоит из ячейки для записи кода объекта, чьи пространственные связи кодируются (это база), и нескольких стандартных ячеек с записями кодов направлений. Каждая ячейка направления имеет ячейку для записи кода объекта видимого после перемещения или поворота головы и глаза носителя в этом направлении относительно базы.

Введём в ячейки с кодами направления "вперёд" дополнительный разряд, который назовём триггером действия. Если с объектом выполняется действие и при этом есть элемент действия соответствующий направлению "вперёд", то в л.с. этого объекта в пространственном мотиве после её выбора включается триггер действия. Будем считать это действие для представления эквивалентным перемещению в направлении "вперёд".

В нашем примере базой является холодильник. Когда носитель выполняет действия с дверцей холодильника и открывает её, то он видит новый объект - мороженое внутри холодильника. В пространственном мотиве выбрана л.с. холодильника. Матрица действия управляющая мышцей, перемещающей руку вдоль оси z, т.е. вперёд от носителя, передаст сигнал с кодом направления "вперёд" в канал пространственного мотива и, одновременно, подаст сигнал в дополнительную разрядную линию, т.к. нет перемещения самого носителя или его системы зрительного восприятия, рассматриваемых как реальные направления движения. Л.с. холодильника примет сигнал дополнительной разрядной линии и включит триггер действия с последующей записью кода увиденного далее объекта (мороженого) в ячейку объекта направления "вперёд" данной л.с. Запись происходит только после идентификации нового объекта. Ячейка с записью кода базового объекта не разрешает запись кода объекта при совпадении её кода с кодом в канале мотива, т.е. не разрешает запись своего кода.

Здесь возможен случай, в котором после выполнения действия не происходит восприятия нового объекта. Носитель взял яблоко со стола, перемещает его и отслеживает это перемещение движением головы и глаза. Есть движение вдоль оси z, но это другая ситуация. В ней восприятие нового объекта возможно лишь после перевода взгляда на другой объект. Учтём её следующим образом. Схемы, выполняющие реальные перемещения самого носителя и его системы восприятия, кроме схемы отслеживающей перемещения одного объекта, подают сигнал по линии параллельной дополнительной разрядной линии этого мотива на входы В триггеров действия. Этот сигнал проходит к триггеру выбранной л.с. и выключает, его, если он был включён.

Когда носитель, двигаясь к цели, видит объект с включённым триггером действия, то это сигнал для перехода к мотиву объектов. В него посылается код этого объекта из базовой ячейки через шину данных и ячейка, запись которой совпадёт с его кодом, разрешит передачу из второй ячейки группы кода действия в канал мотива действий. В нашем случае код действия "нажать". Программирование последовательности действий с объектом в одном и/или в нескольких мотивах (т.е. выполнение последовательно нескольких действий с объектом) - это открытый вопрос. При представлении базового объекта и выбора направления с включённым триггером действия считывается код объекта видимого после этого действия и он представляется. В нашем случае представляется и оценка объекта, сохраняемоя на регистре и.п., и как побуждение к получению объекта, и как стимул для выполнения опасного действия.

В момент нажатия кнопки носитель получает слабый удар электрическим током, сила которого увеличивается с каждым разом. Происходит соответствующая запись в мотиве страха. Введём мотив смелости аналогичный всем остальным мотивам. В него происходит запись кода объекта и силы пережитой эмоции смелости. Рассматривать различие между опасным объектом и опасным действием не будем. В мотивах страха и смелости надо предусмотреть возможность перезаписи силы получаемой эмоции при действиях с одним объектом, чтобы хранить запись о последней силе эмоций (можно запомнить первую и последнюю в двух ячейках или запоминать новую силу эмоции, только если она больше старой).

Носитель видит объект, вызвавший эмоции страха и смелости. Схема и.п. извлекает из мотивов записи об их силе и сравнивает их. Если страх сильнее, то его сила сравнивается с силой оценки стимула. Действие с объектом (кнопкой) будет заблокировано, когда сила страха станет самым сильным аргументом.

Обратим внимание на то, что сравниваются ощущения и эмоции разных видов. Понятно сравнение вкусовых оценок между собой, потому что нужно выбрать самый вкусный объект. Сравнение вкусовых оценок с эмоцией страха выглядит менее естественным, но схемы чувственной сферы сознания формировались в условиях дикой природы, а в ней голод так же смертелен, как и объекты вызывающие боль и страх. Поэтому, при определённых обстоятельствах, учитываемых правилами сравнениия оценок, риск оправдан. Положение человека в современном обществе, часто, не сильно отличается от положения в дикой природе, и схемы природных реакций сохраняют свою объективность.