|
AИ, ГА, Нейронные сети: Генетические алгоритмы.
Genetic Algorithm Example: Diophantine Equation.
Пример ГА: Решение Диофантова Уравнения.
Перевод Кантор И.
Рассмотрим диофантово (только целые решения) уравнение: a+2b+3c+4d=30, где a, b, c и d - некоторые положительные целые. Применение ГА за очень короткое время находит искомое решение (a, b, c, d).
Конечно, Вы можете спросить: почему бы не использовать метод грубой силы: просто не подставить все возможные значения a, b, c, d (очевидно, 1 <= a,b,c,d <= 30) ?
Архитектура ГА-систем позволяет найти решение быстрее за счет более 'осмысленного' перебора. Мы не перебираем все подряд, но приближаемся от случайно выбранных решений к лучшим.
Для начала выберем 5 случайных решений: 1 =< a,b,c,d =< 30. Вообще говоря, мы можем использовать меньшее ограничение для b,c,d, но для упрощения пусть будет 30.
Хромосома |
(a,b,c,d) |
1 |
(1,28,15,3) |
2 |
(14,9,2,4) |
3 |
(13,5,7,3) |
4 |
(23,8,16,19) |
5 |
(9,13,5,2) |
Таблица 1: 1-е поколение хромосом и их содержимое.
Чтобы вычислить коэффициенты выживаемости (fitness), подставим каждое решение в выражение a+2b+3c+4d.
Расстояние от полученного значения до 30 и будет нужным значением.
Хромосома |
Коэффициент выживаемости |
1 |
|114-30|=84 |
2 |
|54-30|=24 |
3 |
|56-30|=26 |
4 |
|163-30|=133 |
5 |
|58-30|=28 |
Таблица 2: Коэффициенты выживаемости первого поколения хромосом (набора решений)
Так как меньшие значения ближе к 30, то они более желательны. В нашем случае большие численные значения коэффициентов выживаемости подходят, увы, меньше. Чтобы создать систему, где хромосомы с более подходящими значениями имеют большие шансы оказаться родителями, мы должны вычислить, с какой вероятностью (в %) может быть выбрана каждая. Одно решение заключается в том, чтобы взять сумму обратных значений коэффициентов, и исходя из этого вычислять проценты. (Заметим, что все решения были сгенерированы Генератором Случайных Чисел - ГСЧ)
Хромосома |
Подходящесть |
1 |
(1/84)/0.135266 = 8.80% |
2 |
(1/24)/0.135266 = 30.8% |
3 |
(1/26)/0.135266 = 28.4% |
4 |
(1/133)/0.135266 = 5.56% |
5 |
(1/28)/0.135266 =
26.4% |
Таблица 3: Вероятность оказаться родителем
Для выбора 5-и пар родителей (каждая из которых будет иметь 1 потомка, всего - 5 новых решений), представим, что у нас есть 10000-стонняя игральная кость, на 880 сторонах отмечена хромосома 1, на 3080 - хромосома 2, на 2640 сторонах - хромосома 3, на 556 - хромосома 4 и на 2640 сторонах отмечена хромосома 5. Чтобы выбрать первую пару кидаем кость два раза и выбираем выпавшие хромосомы. Таким же образом выбирая остальных, получаем:
Хромосома отца |
Хромосома матери |
3 |
1 |
5 |
2 |
3 |
5 |
2 |
5 |
5 |
3 |
Таблица 4: Симуляция выбора родителей
Каждый потомок содержит информацию о генах и отца и от матери. Вообще говоря, это можно обеспечить различными способами, однако в нашем случае можно использовать т.н. "кроссовер" (cross-over). Пусть мать содержит следующий набор решений:
a1,b1,c1,d1, а отец - a2,b2,c2,d2, тогда возможно 6 различных кросс-оверов (| = разделительная линия):
Хромосома-отец |
Хромосома-мать |
Хромосома-потомок |
a1 |
b1,c1,d1 |
a2 |
b2,c2,d2 |
a1,b2,c2,d2 or
a2,b1,c1,d1 |
a1,b1 |
c1,d1 |
a2,b2 |
c2,d2 |
a1,b1,c2,d2 or
a2,b2,c1,d1 |
a1,b1,c1 |
d1 |
a2,b2,c2 |
d2 |
a1,b1,c1,d2 or
a2,b2,c2,d1 |
Таблица 5: Кросс-оверы между родителями
Есть достаточно много путей передачи информации потомку, и кросс-овер - только один из них. Расположение разделителя может быть абсолютно произвольным, как и то, отец или мать будут слева от черты.
А теперь попробуем проделать это с нашими потомками
Хромосома-отец |
Хромосома-мать |
Хромосома-потомок |
(13 | 5,7,3) |
(1 | 28,15,3) |
(13,28,15,3) |
(9,13 | 5,2) |
(14,9 | 2,4) |
(9,13,2,4) |
(13,5,7 | 3) |
(9,13,5 | 2) |
(13,5,7,2) |
(14 | 9,2,4) |
(9 | 13,5,2) |
(14,13,5,2) |
(13,5 | 7, 3) |
(9,13 | 5, 2) |
(13,5,5,2) |
Таблица 6: Симуляция кросс-оверов хромосом родителей
Теперь мы можем вычислить коэффициенты выживаемости (fitness) потомков.
Хромосома-потомок |
Коэффициент выживаемости |
(13,28,15,3) |
|126-30|=96 |
(9,13,2,4) |
|57-30|=27 |
(13,5,7,2) |
|57-30|=22 |
(14,13,5,2) |
|63-30|=33 |
(13,5,5,2) |
|46-30|=16 |
Таблица 7: Коэффициенты выживаемости потомков (fitness)
Средняя приспособленность (fitness) потомков оказалась 38.8, в то время как у родителей этот коэффициент равнялся 59.4. Следующее поколение может мутировать. Например, мы можем заменить одно из значений какой-нибудь хромосомы на случайное целое от 1 до 30.
Продолжая таким образом, одна хромосома в конце концов достигнет коэффициента выживаемости 0, то есть станет решением.
Системы с большей популяцией (например, 50 вместо 5-и сходятся к желаемому уровню (0) более быстро и стабильно.
C++ код.Класс на C++ требует 5 значений при инициализации: 4 коэффициента и результат. Для вышепривиденного примера это будет выглядеть так:
CDiophantine dp(1,2,3,4,30);
Затем, чтобы решить уравнение, вызовите функцию
Solve() , которая возвратит аллель, содержащую решение. Вызовите GetGene(), чтобы получить ген с правильными значениями a, b, c, d. Стандартная процедура main.cpp, использующая этот класс, может быть такой:
#include <iostream.h>
#include "diophantine.h"
void main() {
CDiophantine dp(1,2,3,4,30);
int ans;
ans = dp.Solve();
if (ans == -1) {
cout << "No solution found." << endl;
} else {
gene gn = dp.GetGene(ans);
cout << "The solution set to a+2b+3c+4d=30 is:\n";
cout << "a = " << gn.alleles[0] << "." << endl;
cout << "b = " << gn.alleles[1] << "." << endl;
cout << "c = " << gn.alleles[2] << "." << endl;
cout << "d = " << gn.alleles[3] << "." << endl;
}
}
Подробный разбор этого класса и дальнейшие объяснения можно найти здесь. А здесь его можно просто скачать.
Вверх по странице, к оглавлению и навигации.
| |