Поиск по сайту.


Другие алгоритмы.

Cтруктуры данных. Хранение информации.

Рекурсивные структуры данных: общие сведения.

© Кантор И.

Основа всех подобных структур - список. Объявим его элемент следующим образом:

typedef struct list_ {
 int data;                 // Место для данных, естественно, не всегда int.
 struct list_ *next;     // Указатель на такой же элемент (или на NULL)
 } list;

     Cоздадим такой элемент и проинициализуем его:
list *OurList; 
OurList = (list *)malloc(sizeof(list));
Ourlist->data = 123; // Данные, естественно, могут быть любые
Ourlist->next = NULL; // На NULL всегда указывает только последний в списке

     Появился элемент данных, содержащий указатель на элемент того же типа (пока еще он пустой: NULL).


Теперь мы можем добавить еще один элемент за ним:

OurList -> next = (list *)malloc(sizeof(list));

И, при необходимости, переместить его вперед:

OurList -> next -> next = OurList; // 'разворачиваем' новый элемент 
OurList -> next = NULL;               // А теперь - старый

Такие операции могут иметь свои нюансы, но, поняв устройство структуры, вы легко составите нужный алгоритм. Обычно что-то странное может быть с первым и последним элементом нашего 'паровозного состава'.

Один элемент в списке всегда указывает на NULL - чтобы циклу, перебирающему элементы списка, или другой программе было видно, где конец списка (ведущий элемент 'поезда').



     Предполагая, что X и P являются указателями, число 18 можно вставить в такой список следующим образом:
X->Next = P->Next;
P->Next = X;


     Вначалe вы можете создать указатель last_vagon, указывающий на начальный элемент списка (последний в 'поезде'), и далее 'продвигаться по вагонам' при создании новых элементов или поиске нужных.

Создание и инициализация списка.


last_vagon = OurList; 

 while ( Требуется создать элемент списка )
   { 	  
    // Переходим к следующему вагону. 
      OurList = Ourlist -> next; 
	  
    // инициализация элемента
      OurList = (list *)malloc(sizeof(list));
      Заполнить данными ( OurList );

   }
   // Конец указывает на NULL
   OurList -> next = NULL;
    ...

Начало не потеряно - есть указатель last_vagon ! От него мы можем добраться до любого элемента списка.

Таким образом мы можем сохранять указатели на любые фиксированные элементы. Обычно их нужно 1-2 штуки кроме основного.

Очевидно, возможна реализация, когда каждый новый элемент добавляется с другого конца списка - в этом случае

// Прибавление к списку с левого конца элемента NewElem
temp = OurList;
NewElem -> next = OurList; 
// OurList будет всегда указывать на конец состава.
OurList = new; 
...

Пример функции, последовательно обрабатывающей все элементы, следующие за OurList.

last_vagon = OurList; 

while ( OurList -> next != NULL )
 {
// Переходим к следующему вагону. 
  OurList = Ourlist -> next;
  Обработать (OurList);
 }
// OurList теперь указывает на правый конец списка.

// Начало не потеряно: есть указатель last_vagon  ! 
// От него мы cможем добраться до любого элемента списка.
...  

Списки бывают односвязные - как описано и двусвязные - с указателями в обе стороны.

Мы можем создавать свои функции для работы со списками и менять сами списки для обеспечения максимального удобства.

Перечислю стандартные реализации (которые, естественно, могут быть выполнены и на массивах):

  • Очередь - список со следующими операциями:

    • Проверку непустоты списка.

    • Добавление дополнительного элемента s, следующего за последним в очереди. При этом s становится последним.

    • Извлечение из очереди первого элемента с записью его в s. Первым при этом становится элемент, непосредственно следующий за s.

    Как очередь в магазине. First-In-First-Out (FIFO) - первым пришел - первый ушел.

  • Стек - нечто вроде столбика из кирпичей - каждый следующий кладется 'поверх' предыдущих, в начало списка. Стеком назовем список S , допускающий три операции:

    • Проверку непустоты списка.

    • Добавление дополнительного элемента s, следующего за последним в Стеке. При этом s становится последним.

    • Извлечение из S последнего элемента с записью его в s. Последним при этом становится элемент, непосредственно предшествующий s.

    Принцип Last-In-First-Out (LIFO) - последний пришел - первым ушел.

    Дек - комбинированная структура. Есть доступ и к концу и к началу списка. Реализованы операции и очереди и стека.

    Кольцо - первый элемент указывает на последний.

  • Дерево: у дерева есть корень - нулевой уровень, от которого идет в случае бинарного дерева - не более двух ссылок на поддеревья, в случае тернарного - не более трех ссылок, а в случае бора - сколько потребуется. Элементы, от которых ссылок нет - 'листья'.

       уровень:
    
    	  0 |      0 - корень
    	    |     /|\
    	    |    / | \
    	    |   /  |  \
    	  1 |   1   2  3
    	    |  /|   |\
    	    | / |   | \
    	  2 |4  5   6  7
    	    |           \
    	    |            \
    	  3 |             8
    	   
    	    Бинарное дерево.
    

Чем хороши/плохи структуры, основанные на списках ?

В первую очередь по сравнению с массивом:

     Плюсы:

  • Динамические вставка и удаление.
         Памяти выделяется всегда сколько нужно. Массив же инициализуется один раз.

  • Возможность вставки элемента между
         В массиве такое почти не реально или чрезвычайно медленно и неэффективно.

     Минусы:

  • Память тратится на указатели
         Часто такие затраты незначительны, по сравнению с данными, однако имеют место.

  • Нет мгновенного доступа к элементам
         В обычном списке элемент можно найти за O(n) операций.

         Cписки в чистом виде используются редко, они - инструмент для организации словарей - удобных структур хранения информации с быстрой вставкой/поиском и удалением элементов.



Вверх по странице, к оглавлению и навигации.