Научное и популярное о теле и душе
Выпуск No 16
Количество подписчиков: 326
В данном выпуске мы рассмотрим еще две стадии развития,согласно психо-социальной концепции Эриксона. Напомним вам,что основные положения данной концепции и её суть изложены в выпуске № 12.
4. Умелость или неполноценность
Эта стадия охватывает период от 6 до 11 лет.
Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувствах неадекватности и неполноценности. По мнению Э. Эриксона, «ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность».
Э. Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности, и его не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение.
Стадия характеризуется включенностью ребёнка в новые социальные связи, включением в новую жизнь. У ребёнка обостряется интерес к тому, как устроены вещи как их можно освоить или приспособить. Период характеризуется возрастающими способностям ребёнка к логическому мышлению и самодисциплине.
Позитивный путь:
взрослые поощряют детей мастерить то, что им хочется, строить;
родители позволяют ребёнку довести начатое дело до конца;
родители хвалят ребёнка за результат, за то, что он сделал.
Итог позитивного пути:
у ребёнка вырабатывается умелость и творческое отношение к делу;
ребёнок развивает чувство компетентности;
развивается трудолюбие и способность к самовыражению в какой – то деятельности;
ребёнок научается повышать свою самооценку, опираясь на реальные достижения;
уверенность в себе.
Во взрослой жизни это выливается в представление о себе как о компетентном и творческом работнике.
«Мне нравится действовать и достигать результата, так как это даёт мне удовлетворение и признание окружающих, а также хорошую возможность общаться с другими людьми».
Негативный путь:
родители не поощряют занятия детей, так как видят в занятиях детей баловство.
Итог негативного пути:
у ребёнка развивается чувство неполноценности.
возникает низкий статус, потеря авторитета среди товарищей.
ребёнок может вообще разуверится в своих силах, у него возникает страх неудачи.
«Я ничтожество, в лучшем случае я могу добиться только того, чтобы другие люди узнали об этом по результатам моих идей».
Содержание конфликта: «Хочу признания, но не могу его добиться, потому что я ничтожество».
Проявление конфликта: Пассивность, нерешительность, низкая самооценка, низкий уровень притязаний.
Идентичность: В этом возрасте дети начинают идентифицировать себя с представителями определённых профессий.
5. Идентификация личности или спутанность ролей.
Эта стадия охватывает подростковый и юношеский возраст. Период от 12 до 20 лет.
Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эгоидентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание; озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным
способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.
Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т.д. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится
то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности. Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы – смелым, привлекательным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации.
На этой стадии формируется устойчивое мировоззрение. Подросток должен осмыслить своё место в жизни, свои потребности. Задача подростка – объединить всё, что он знает, в единое целое (какой он сын (или какая дочь), какой он студент, спортсмен, музыкант) и спроецировать в будущее, тем самым подросток определяет свой дальнейший жизненный путь.
Подростки находятся в поисках идентификаций – усвоения образцов поведения значимых людей.
Позитивный путь:
Если ребёнок шёл по позитивному пути развития, то его шансы на успешную психосоциальную идентификацию увеличиваются. То есть если сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей значимости, то подросток создаёт целостную форму идентичности. Подросток находит себя.
«Я знаю, кто я и знаю, как строить свою будущую жизнь».
Итог позитивного пути:
Идентичность, подросток находит себя, своё «Я».
Негативный путь:
Если преобладал негативный путь развития (повышенное чувство вины, …), то такого подростка ждут трудности идентификации. У подростка наблюдаются симптомы спутанности ролей. Это неполное, фрагментарное представление о своей личности и о своих жизненных целях. Подросток не способен выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Происходит диффузия идентичности, подросток не может найти своё «Я», не осознаёт своих целей и желаний.
Появляется чувство тревоги, опустошённости, страх перед обществом, презрение к окружающим, враждебность.
«Я не знаю, кто я и куда я иду».
Здесь характерна боязнь потерять идентичность, диффузность. Молодых людей одолевают сомнения относительно своих перспектив, возможностей, человек во всём сомневается (в себе и в других). Это обусловливает поведение в юношеском возрасте.
Особенности поведения:
нетерпимость и жёсткое отвержение мнений, вкусов и норм чужих групп;
склонность к образованию группировок, банд;
готовность безоглядно действовать за лидером, который предлагает чёткие и простые доктрины;
готовность отождествлять себя с лидером, даже потеряв собственную индивидуальность;
Симптомы юношеской диффузной идентичности:
а) внезапно развивается враждебность по отношению к ролям, предлагаемым и желаемым в семье;
б) презрение, которое распространяется на всё национальное;
в) своё не ценится, где – то намного лучше.
г) ощущение тревоги, изолированности от мира, ощущение опустошённости, неспособность сделать выбор или принять решение.
Итог негативного пути:
Диффузия идентичности, тревога, одиночество, «путаница ролей», враждебность, подросток не нашёл своё «Я».
6. Ранняя зрелость. Интимность или изоляция.
Охватывает период от 20 до 25 лет.
Это формальное начало взрослой жизни, период раннего брака, ухаживаний, начало семейной жизни. Молодые люди ориентируются на получение профессии и устройство в жизни. Только теперь человек по – настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком (как в сексуальном, так и в социальном плане).
Позитивный путь:
Интимность – это многоплановый термин. Интимность – это сокровенное чувство, которое мы испытываем к родственникам и близким.
Собственно интимность – это готовность слить свою идентичность с идентичностью другого человека, не боясь потерять нечто в себе. Эта интимность обеспечивает прочность брака, стабильность. Чувство интимности нельзя испытать до тех пор, пока человек не достиг стабильной идентичности. Для того чтобы человек мог находиться в интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы он обладал своей идентичностью. То есть человек должен чётко представлять, кто он и что он собой представляет.
Молодой человек не боится теперь утраты своего «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с «другими».
Итог позитивного пути:
Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь.
Негативный путь:
Изоляция. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощённости собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать лишь в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты.
Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чувства близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир. Существует опасность, что эти стремления могут превратиться в личностные качества - в чувство изоляции и одиночества. Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает любовь. Э. Эриксон указывает, что появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в
трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития.
Эриксон утверждал, что социальные условия могут задержать становление чувства интимности. Например, условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества препятствуют интимности.
Итог негативного пути: чувство одиночества, социального вакуума и социальной изоляции.
Дата выпуска: 2007-08-24
Время выпуска: 18:05
С момента открытия
рассылки прошло дней: 46