Научное и популярное о теле и душе
Выпуск No 12
Количество подписчиков: 330
Сегодня мы начинаем серию выпусков,посвященных психо-социальной модели развития личности Эрика Эриксона.Эта модель показывает тесную связь общества и развития человеческой личности.Объясняет различные аспекты поведения и отчасти отвечает на интересующих многих вопрос ,почему в одном и том же возрасте и условиях жизни растут такие разные по характеру дети и дает разъяснения в чем причина пресловутого нравоучительного и порой осуждающего раздражения пожилых людей.Данная модель предоставляет возможность
разобраться в собственных мотивах поведения и причинах некоторых неудач и неудовлетворенности собственной жизнью.
Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Умер в возрасте 91 года в 1994 году в.
Америке. Последователь З.Фрейда.
Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства.
Эрик Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни.
Помимо исследований клинического характера Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивал их с воспитанием детей в городских семьях США. Он обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный. Однако, как подчеркивал Э. Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой
он принадлежит - его племя, класс или каста. По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и
«эгоидентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, причем, стадии 3. Фрейда не отвергаются Э.Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.
Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение
новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.
Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону,- это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Каждая стадия наступает в определённое для неё время.
Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом, или конфликтом. Разрешение предыдущего конфликта обязательно влияет на успешность разрешения последующего.
Кризис – это поворотный момент в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определённого уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых человеку на этой стадии.
Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
Э.Эриксон рассматривает проблемы адаптации человека к социальному окружению. Эриксон предполагает, что в самой природе человека есть потребность к психосоциальной идентичности.
Идентичность – это психологическое представление человека о своем Я. Человек может идентифицировать себя с какими – либо типологическими категориями (пол, возраст, соц. статус, группа, культура, …).
Доверие или недоверие ко всему
Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду в новых впечатлениях, он осваивает мир.
На этой стадии, как и на всех последующих стадиях, есть два пути развития: позитивный и негативный.
Позитивный путь:
1) ребёнок получает всё, что хочет. Ребёнка любят и он это чувствует. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. С ребёнком разговаривают, его ласкают, баюкают. Ребёнок считает, что мир – это уютное место, а люди любят ребёнка, людей можно любить и им можно доверять. Чувство доверия не зависит от количества пищи.
2) готовность ребёнка без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения.
Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.
«Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».
Негативный путь:
когда ребёнок не получает должного ухода, не видит любви, заботы, ребёнок отвергается матерью. Часто это дети, отвергнутые в семье. У ребёнка вырабатывается недоверие, подозрительность, боязливость по отношению к миру и к людям, возникает опасение за своё благополучие. Эта установка будет проявляться и на более поздних стадиях личностного развития.
Чувство недоверия может усилиться в следующих случаях:
а) ребёнок перестаёт быть для матери центром внимания; например, мать возвращается к тем занятиям, которые оставила (возобновляет карьеру);
б) рождение следующего ребёнка, мать переключает внимание на другого (младшего) ребёнка;
в) родители придерживаются противоположных принципов воспитания (таким образом, внимание родителей удалено от ребёнка, они спорят между собой, как воспитывать ребёнка, один делает одно, а другой – иное);
г) родители чувствуют себя неуверенно в новой роли (нет опыта);
Итог негативного пути: Формируется недоверие к другим людям, которое ребёнок несёт в другие, последующие стадии развития, недоверие – это груз, оно мешает развиваться, пессимизм.
Содержание конфликта: «Хочу быть любимым, но это не получается». У младенца острая депрессия, ребёнок уходит в себя и перестаёт реагировать на окружающих.
Проявление конфликта: Конфликт может выражается в психосоматических заболеваниях. У ребёнка поднимается температура тела, появляется сыпь, кашель, боли, ребёнок плачет, у него болит живот.
На этой стадии идёт формирование первого уровня идентичности и первых механизмов психологической защиты. Вырабатываются:
механизм проекции – приписывание окружающим каких – то свойств, это часто отрицательные свойства;
механизм интроекции – вбирание в себя источников внешних положительных состояний. Эти источники – родители, те, кто ухаживает за ребёнком, интроекция образов родителей – это первая ступень формирования идентичности.
Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря словами Э. Эриксона, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях.
Дата выпуска: 2007-08-10
Время выпуска: 18:05
С момента открытия
рассылки прошло дней: 32