Системы реального времени
Это системы, предназначенные для облегчения разработки
так называемых приложений реального времени
— программ, управляющих некомпьютерным оборудованием, часто с очень жесткими
ограничениями по времени. Примером такого приложения может быть программа
бортового компьютера fly-by-wire (дословно - "летящий по проволоке",
т. е. использующий систему управления, в которой органы управления не
имеют механической и гидравлической связи с рулевыми плоскостями) самолета,
системы управления ускорителем элементарных частиц или промышленным оборудованием.
Подобные системы обязаны поддерживать многопоточность, гарантированное
время реакции на внешнее событие, простой доступ к таймеру и внешним устройствам.
Способность гарантировать время реакции является отличительным признаком
систем РВ. Важно учитывать различие между гарантированностью и просто
высокой производительностью и низкими накладными расходами. Далеко не
все алгоритмы и технические решения, даже и обеспечивающие отличное среднее
время реакции, годятся для приложений и операционных систем РВ.
По другим признакам эти системы могут относиться как к классу ДОС (RT-11),
так и к ОС (OS-9, QNX).
Любопытно, что новомодное течение в компьютерной технике — multimedia
— при качественной реализации предъявляет к системе те же требования,
что и промышленные задачи реального времени. В multimedia основной проблемой
является синхронизация изображения на экране со звуком. Именно в таком
порядке. Звук обычно генерируется внешним аппаратным устройством с собственным
таймером, и изображение синхронизируется с ним. Человек способен заметить
довольно малые временные неоднородности в звуковом потоке, а пропуск кадров
в визуальном потоке не так заметен. Расхождение же звука и изображения
фиксируется человеком уже при задержках около 30 мс. Поэтому системы высококачественного
multimedia должны обеспечивать синхронизацию с такой же или более высокой
точностью, что мало отличается от реального времени.
Так называемое "мягкое реальное время"
(soft real lime), предоставляемое современными Win32 платформами,
не является реальным временем вообще, это что-то вроде "осетрины
второй свежести". Система "мягкого РВ" обеспечивает не
гарантированное, а всего лишь среднее время реакции. Для мультимедийных
приложений и игр различие между "средним" и "гарантированным"
не очень критично — ну дернется картинка, или поплывет звук. Но для промышленных
приложений, где необходимо настоящее реальное время, это обычно неприемлемо.
|