Косвенно-регистровый режим со смещением

Адрес операнда образуется путем сложения регистра и адресного поля команды. Этот режим наиболее богат возможностями и, в зависимости от стиля использования, имеет много других названий, например базовая адресация или индексная адресация. Адресное поле необязательно содержит полноценный адрес и может быть укороченным.
Команды id/st процессора SPARC, используемые в примере 2.2, реализуют косвенно-регистровую адресацию с 13-разрядным смещением.
Возможные варианты использования этого режима адресации многочисленны. Например, если смещение представляет собой абсолютный адрес начала массива, а в регистре хранится индекс, этот режим может использоваться для индексации массива. В этом случае смещение должно представлять собой полноценный адрес.
3 другом случае, в регистре может храниться указатель на структуру Данных, а смещение может означать смещение конкретного поля относительно начала структуры. Еще один вариант -- регистр хранит указатель на стековый кадр или блок параметров процедуры, а смещение -адрес локальной переменной в этом кадре или определенного параметра.
В этих случаях можно использовать (и обычно используется) укороченное смещение.

Стековый кадр

Стековый кадр является стандартным способом выделения памяти под локальные переменные в алголоподобных процедурных языках (С, C++, Pascal) и других языках, допускающих рекурсивные вызовы.
Семантика рекурсивного вызова в алголоподобных языках требует, чтобы каждая из рекурсивно вызванных процедур имела собственную копию локальных переменных. В SPARC это достигается сдвигом регистрового окна по регистровому файлу (рис. 2.9), но большинство других процессоров такой роскоши лишены и вынуждены выделять память под локальные переменные в стеке, размещаемом в ОЗУ.

Рис. 2.9. Регистровый стек процессора SPARC

Для этого вызванная процедура уменьшает (если стек растет вниз) указатель стека на количество байтов, достаточное, чтобы разместить переменные. Адресация этих переменных у некоторых процессоров (например, у PDP-11) происходит относительно указателя стека, а у большинства — например, у МС680хО и VAX, с большим количеством регистров или у х86, указатель стека которого нельзя использовать для адресации со смещением — для этой цели выделяется отдельный регистр (рис. 2.10, пример 2.4).

Пример 2.4. Формирование, использование и уничтожение стекового кадра. Код на языке С и результат его обработки GNU С 2.7.2.1 (комментарии автора)

#include <stdio.h>
# include <strings.h>

/* Фрагмент примитивной реализации сервера SMTP (RFC822) */
int parse_line(FILE * socket)
{
/* Согласно RFC822, команда имеет длину не более 4 байт,а вся строка — не более 255 байт V char cmd[5], args [255]; fscanf (socket, "%s %s\n", cmd, args);
if (stricmpfcmd, "HELO")==0) {
fprintf (socket, "200 Hello, %s, glad to meet you\n", args);
return 200;
)
/* etc */
fprintf (socket, "500 Unknown command %s\n", cmd);
return 500;
.file "sample" gcc2_compiled. : _ gnu_compiled_c : .text LCO:
.ascii "%s %s\12\0" LCI:
.ascii "HELCAO" LC2:
.ascii "200 Hello, %s, glad to meet you\12\0" LC3:
.ascii "500 Unknown command %s\12\0"
.align 2, 0x90 .globl _parse_line _parse_line:
; x86 имеет для этой цели специальную команду enter, но она может ; формировать кадры размером не более 255 байт. В данном случае кадр ; имеет больший размер, и его необходимо формировать вручную.
pushl %ebp ; Сохраняем указатель кадра
; вызвавшей нас подпрограммы.
movl %esp, %ebp ; Формируем указатель нашего кадра
subl $264,%esp ; И сам кадр. ; Конец пролога функции
leal -264 (%ebp) , %еах ; Помещаем в стек указатель на args • pushl %eax
leal -8 (%ebp) , %еах ; ... на cmd
pushl %eax
pushl $LCO ; на строковую константу
; Наши собственные параметры тоже адресуются относительно кадра. movl 8(%ebp),%eax ; Параметр socket мы тоже проталкиваем pushl %eax ; в стек
call fscanf ; Вызов (параметры в стеке) addl $16,%esp ; очищаем стек
; в языке С переменное количество параметров, поэтому вычищать их из
; стека должна вызывающая процедура. Вызываемая просто не знает,
; СКОЛЬКО ИХ бЫЛО.
pushl $LC1
leal -8(%ebp),%eax
pushl %eax
call _stricmp
addl $8,%esp
movl %eax,%eax ; выключенная оптимизация в действии :)
; А ведь недалеки времена, когда компиляторы только такое и умели ; генерировать.
testl %eax,%еах
jne L14
leal -264(%ebp),%еах
pushl %eax
pushl $LC2
movl 8(%ebp),%eax
pushl %eax
call _fprintf
addl $12,%esp
; Обратите внимание, что компилятор не стал генерировать второй эпилог ; функции на втором операторе return.
movl $200,%eax
jmp L13
» Выравнивание потенциальных точек перехода на границу слова полезно: » процессор не будет тратить дополнительный цикл шины на чтение » невыровненной команды. Для выравнивания используется команда NOP ; (код операции 0x90).
align 2,0x90 L14:
leal -8(%ebp),%еах
Pushl %eax
Pushl $LC3
movl 8(%ebp),%eax pushl %eax
call _fprintf
addl ?12,%esp
movl $500,%eax
jmp L13
.align 2,0x90 L13:
; Команда leave совершает действия, обратные прологу функции: ; Она эквивалентна командам: move %ebp, %esp; pop %ebp. ; Размер кадра явным образом не указывается, поэтому ограничений ; на этот размер в данном случае нет.
leave
ret

Рис. 2.10. Стековый кадр

Примечание
Обратите внимание, что программа из примера 2.4 содержит серьезнейшую ошибку. В комментариях сказано, что команда обязана иметь длину не более 4 байт, а вся строка вместе с аргументами не более 255. Если программа-клиент на другом конце сокета (сетевого соединения) соответствует RFC822 [RFC822], так оно и будет. Но если программа требованиям этого документа не соответствует, нас ждет беда: нам могут предложить более длинную команду и/или более длинную строку. Последствия, к которым это может привести, будут более подробно разбираться в главе 12.

Но вернемся к стековым кадрам.

Стековые кадры в системе команд SPARC
Микропроцессоры SPARC также не могут обойтись без стекового кадра. Во-первых, не всегда локальные переменные процедуры помещаются в восьми 32-разрядных локальных регистрах. Именно такая процедура приведена в примере 2.4. Во-вторых, нередки ситуации, когда в качестве параметров надо передать по значению структуры, для которых 6 регистров-параметров тоже не хватит. В-третьих, глубина регистрового файла ограничена и при работе рекурсивных или просто глубоко вложенных процедур может исчерпаться. В-четвертых, в многозадачной системе регистровый файл может одновременно использоваться несколькими задачами. Все эти проблемы решаются при помощи создания стекового кадра [www.sparc.com v9].
Для этой цели используются регистры Isp (о6) и %fp (i6). Команда save %sp, -96 %sp делает следующее: она складывает первые два операнда, сдвигает стековый кадр и помещает результат сложения в третий операнд. Благодаря такому порядку исполнения отдельных операций, старый %sp становится %fp, а результат сложения помещается уже в новый %sp.
Самую важную роль стековые кадры играют при обработке переполнений регистрового файла. Регистровый файл SPARC представляет собой кольцевой буфер, доступность отдельных участков которого описывается привилегированными регистрами CANSAVE и CANRESTORE. Окна, находящиеся между значениями этих двух регистров, доступны текущей программе (рис. 2.11). На рисунке показано состояние регистрового файла, в котором текущий процесс может восстановить один стековый кадр (CANRESTORE=1) и сохранить три (CANSAVE=3). Регистр OTHERWIN указывает количество регистровых окон, занятых другим процессом. Регистровое окно w4 на рисунке (обозначенное как перекрытие) занято лишь частично. Текущее окно, частично занятое окно и участки регистрового файла, описанные перечисленными регистрами, в сумме должны составлять весь регистровый файл, так чтобы соблюдалось отношение CANSAVE + CANRESTORE + OTHERWIN = NWINDOWS - 2, Где NWINDOWS- количество окон (на рисунке регистровый файл имеет 8 окон, т. е. 128 регистров).

Рис. 2.11. Регистровый файл SPARC в виде кольцевого буфера. Регистры CANSAVE и CANRESTORE (цит. по [www.sparc.com v9])

Когда же программа пытается сдвинуть свое окно за описанные границы (в ситуации, изображенной на рис 2.11 это может произойти после вызовов четырех вложенных процедур или после возврата из двух процедур — текущей и соответствующей окну w7), генерируются исключительные состояния заполнения окна (window fill) и сброса окна (window spill). При этом вызывается системная процедура, которая освобождает окна из интервала OTHERWIN, сбрасывая их содержимое в стековые кадры соответствующих процедур и при заполнении восстанавливает содержимое принадлежащего нам окна из соответствующего кадра.
В многозадачной системе заполнение и сброс окна может произойти в любой момент, поэтому пользовательская программа всегда должна иметь по стековому кадру на каждое из используемых ею регистровых окон, а указатель на этот кадр должен всегда лежать в %sp соответствующего окна. При этом очень важно, чтобы создание стекового кадра и сдвиг регистрового окна производились одной командой.