Назад Оглавление Вперед

Введение

Увеличивающая в мировом масштабе конкуренция среди организаций  разработчиков ПО, повышение требований конечного пользователя к качеству и надежности программных средств привело их разработчиков к пониманию важности вопросов стандартизации в области качества.

Для того чтобы поддерживать конкурентоспособность своей организации разработчики ПО должны применять все более эффективные, рентабельные методы, технологии, инструментальные средства, способствующие постоянному повышению качества и более совершенному удовлетворению потребителей ПО.
Требования потребителей часто включаются в технические условия (ТУ) или неформализованные требования, описанные на некотором вербальном языке. Однако технические условия и неформализованные требования сами по себе не гарантируют их удовлетворение в конечном продукте, так как в настоящее время существует проблема выработки приемлемых требований к программному продукту, а также ряд других проблем, возникающих в процессе разработки конечного продукта. Это соображение привело к разработке стандартов, руководств, руководящих документов, относящихся к системам качества и дополняющих релевантные требования к ПО, установленные в технических требованиях. Международные стандарты серии ИСО 9000 впервые создали общую основу для стандартов на системы качества, применимых в различных областях деятельности человека. Основные положения серии стандартов ИСО 9000 рассмотрены в разделе 1 данного учебного пособия.

Международные стандарты серии ИСО 9000 устанавливают, какие именно элементы должны включаться в систему качества, но не то, каким образом конкретная организация должна реализовать эти элементы. Введение единообразных систем качества не является целью этих стандартов. Потребности различных организаций отличаются друг от друга. На проект и реализацию системы качества обязательно оказывают влияние конкретные цели, продукция и процессы, а также специфические методы данной организации.
Международные стандарты серии ИСО 9000 основаны на понимании того факта, что всякая работа выполняется с помощью сети процессов. Каждый процесс имеет входные факторы, а выходом является результаты процесса - продукция, осязаемая и не осязаемая. Каждая организация существует для того, чтобы выполнять работу, добавляющую стоимость. В процессе получения конечного продукта должны быть выполнены многочисленные операции, включающие в себя организацию, проектирование, управление технологическими процессами, маркетинг, обучение, управление людскими ресурсами, стратегическое планирование, поставку, техническое обслуживание и т.д. Принимая во внимание сложную структуру большинства организаций, важно выделить основные процессы, а также упростить и ранжировать процессы в зависимости от целей административного управления качеством.

Любая организация должна определить и установить свою сеть процессов и интерфейсов, и управлять ею. Организация создает, совершенствует и обеспечивает постоянный уровень качества своей продукции с помощью сети процессов. Это концептуальная основа стандартов серии ИСО 9000. В разделе 2 учебного пособия рассмотрены процессы жизненного цикла ПО и стандарты, их определяющие. Основное внимание в данном разделе уделено отечественным стандартам 19-ой и 34-ой системы, проекту международного стандарта ИСО/МЭК 12207, а также документу DO - 178B, устанавливающему аспекты сертификации программ для авиационных систем.

В стандарте ИСО 2382-1дано следующее определение программного обеспечения (ПО). ПО - это интеллектуальный продукт, состоящий из программ, процедур, правил и любой другой связанной с ними документации, относящихся к функционированию системы обработки данных. Таким образом, документация является неотъемлемой частью ПО и ей, а также процессу ее формирования, должно уделяться пристальное внимание. Раздел 3 посвящен вопросам документирования процессов жизненного цикла ПО. В нем рассмотрена роль документации в обеспечении качества ПО, приведены требования стандартов к документации, разрабатываемой в процессе создания ПО, основные типы и виды программной документации.
В разделе 4 учебного пособия рассматривается проект стандарта ИСО/МЭК 15504, являющийся дополнением к другим международным стандартам и другим моделям для оценки возможности и эффективности организаций и процессов.

ИСО/МЭК 15504 включает намерения серии ISO 9000 обеспечить уверенность в управлении качества поставщика, обеспечивая пользователей структурой для независимой оценки возможности потенциальных поставщиков удовлетворить их потребности. Оценка процесса обеспечивает пользователей способностью оценить возможности процесса на непрерывной шкале простым и сравнимым способом, а не использовать характеристики качества, базирующиеся на ISO 9001. Кроме того, структура, описанная в проекте стандарта ИСО/МЭК 15504, предоставляет возможность регулировать область оценки для покрытия специфических интересующих процессов, а не всех процессов, используемых организацией. Стандартизация - наиболее перспективное направление развития передовых информационных технологий в проектировании, производстве и менеджменте, и любые усилия в этом направлении должны всячески приветствоваться.
Кроме того, стандартизация процесса разработки и эксплуатации ПО способствует контролю, оценке и регламентации труда всех участников данного процесса, побуждает к дисциплине.

Так как стандартизация способствует лучшему контролю и регламентации труда занятых в процессе разработки специалистов, побуждает их, прежде всего, к дисциплине, а не к свободному самовыражению в изобретении остроумных трюков и уловок, то введение стандартов наталкивается на определенный саботаж с их стороны. Необходимо отметить, что, во-первых, взятые на вооружение и используемые стандарты намного полезнее, чем хорошие стандарты, записанные на бумаге, а во-вторых, хорошие стандарты получаются не сразу и в процессе систематического применения и совершенствования плохие стандарты можно довести до хороших.
Авторы учебного пособия выражают огромную признательность и благодарность доктору технических наук Ломако А.Г. за предоставленный материал по моделям и метрикам оценки качества программного обеспечения, приведенный в подразделе 1.4.

 

Назад Оглавление Вперед