Назад Оглавление Оглавление

Приложение

Основные термины и определения

В данном приложении приведены основные определения и значения важнейших терминов, установленных в отечественных и международных стандартах. Для этих целей будем пользоваться ГОСТ 19.004-80, ГОСТ 19.101-77, ГОСТ 19.102-77, ГОСТ 34.003-90, ИСО 9000-3-91, ИСО 2382-1, ИСО 8402, ИСО 15504 -9.
Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. ПРИМЕЧАНИЕ. Объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них. [ИСО 8402]
Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. [ИСО8402]
ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Во многих случаях потребности могут меняться со временем; это предполагает проведение периодического анализа требований к качеству. 2. Обычно потребности переводятся в характеристики на основе установленных критериев. Потребности могут включать, например, такие аспекты, как эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, окружающая среда, экономические и эстетические требования. 3. Для выражения превосходной степени в сравнительном или количественном смысле при проведении технических оценок термин качество не используется изолированно. Чтобы выразить эти значения, должно применяться качественное прилагательное. Например, могут использоваться следующие термины:
относительное качество, когда объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле;
уровень качества в количественном смысле (применяется при статистическом приемочном контроле) и мера качества, когда проводятся точные технические оценки.
4. В некоторых справочных источниках качество обозначается как пригодность для использования или соответствие цели, или удовлетворение нужд потребителя, или соответствие требованиям. Все это представляет собой только некоторые стороны качества.
Требования к качеству - выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки. [ИСО 8402]
ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Существенно, чтобы требования к качеству полностью отражали установленные и предполагаемые потребности потребителя. 2. Термин требования охватывает рыночные и контрактные требования, а также внутренние требования организации. Они могут быть разработаны, детализированы и актуализированы на различных этапах планирования. 3. Заданные количественные требования к характеристикам включают, например, номинальные значения, относительные значения, предельные отклонения и допуски. 4. Требования к качеству должны быть выражены на начальной стадии в функциональных терминах и документально оформлены.
Надежность - собирательный термин, используемый для описания характеристики готовности и влияющих на нее факторов: безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта. [ИСО 8402]
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Надежность используется только для общих описаний, когда не применяются количественные термины. 2. Надежность является одним из зависящих от времени аспектов качества.
Общее руководство качеством, административное управление качеством - те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества в рамках системы качества. [ИСО 8402]
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Обязанности по общему руководству качеством лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство. В общее руководство качеством вовлекаются все члены организации. 2. При общем руководстве качеством акцент делается на экономические аспекты.
Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. [ИСО 8402]
Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. [ИСО 8402]
Программа качества - документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту. [ИСО 8402]
Технические условия - документ, устанавливающий требования. [ИСО 8402]
Алгоритм
- точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату. [ ГОСТ 19.004-80].
Программа - алгоритм, записанный в форме, воспринимаемой вычислительной машиной. [ ГОСТ 19.004-80].
Программное обеспечение - совокупность программ и документов на них для реализации целей и задач цифровых электронных вычислительных машин. [ГОСТ 19.004-80].
Программное обеспечение (ПО) - интеллектуальный продукт, состоящий из программ, процедур, правил и любой другой связанной с ними документации, относящихся к функционированию системы обработки данных. [ИСО 2382-1].
Продукция программного обеспечения - полный набор компьютерных программ, процедур и связанный сними документации и информации, предназначенный для поставки пользователю. [ ИСО 9000-3-91].
Программная продукция - результат процесса разработки ПО, т.е. ПО, выпускаемое для использования. [ ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93].
Элемент программного обеспечения
- какая либо идентифицируемая часть программного обеспечения на промежуточном или конечном этапе разработки. [ ИСО 9000-3-91].
Разработка - все виды деятельности, выполняемые для создания продукции программного обеспечения. [ ИСО 9000-3-91].
Фаза - определенная часть работы. [ ИСО 9000-3-91].
Проверка (для программного обеспечения) - процесс оценивания продукции данной фазы в целях обеспечения правильности и согласованности в отношении продукции и стандартов, являющихся входными для данной фазы. [ ИСО 9000-3-91].

Аттестация (для программного обеспечения) - процесс оценивания программного обеспечения в целях обеспечения соответствия установленным требованиям. [ ИСО 9000-3-91].
Процесс разработки ПО - процесс или набор процессов, которые используются организацией или проектом для планирования, управления, осуществления, проверки, руководства и совершенствования связанных действий ПО. [ИСО 15504 -9]
Оценка процесса - корректное определение процессов разработки и эксплуатации ПО организации в сравнении с моделью, совместимой с моделью ссылки. [ИСО 15504 -9]
Усовершенствование процесса - действие, направленное на изменение процессов организации с целью удовлетворения деловых потребностей организации и более эффективного достижения деловых целей. [ИСО 15504 -9]
Определение возможности процесса - систематическая оценка и анализ выбранного процесса разработки и эксплуатации ПО в сравнении с целевой возможностью, выполненной с целью идентификации достоинств, недостатков и рисков, связанных с развертыванием процессов для достижения определенного требования. [ИСО 15504 -9]
Измерение возможности - набор атрибутов процесса, включающие аспекты возможности модели ссылки процессов и возможности процесса. Атрибуты организовываются в уровни возможностей, включающие порядковую шкалу возможности процесса. [ИСО 15504 -9]
Измерение процесса - набор процессов, включающих функциональные аспекты процессов модели ссылки и возможности процесса. Процессы группируются в категории связанной деятельности. [ИСО 15504 -9]
Категория процесса - набор процессов, указывающих общую область деятельности. Категории процессов устанавливают пять областей деятельности: определение требований, инжиниринг (проектирование), поддержка, управление и организация. [ИСО 15504 -9]
Процесс - комплекс взаимосвязанных действий, которые трансформируют входы в выходы. ПРИМЕЧАНИЕ. Термин действия используется для покрытия ресурсов (ИСО 8402: 1994, 1.2) [ИСО/МЭК 12207].
Цель процесса - измеряемые цели высокого уровня выполнения процесса и вероятные результаты эффективной реализации процесса. [ИСО 15504 -9]
Метод - инжиниринг ПО или деятельность управления, которое способствует созданию выхода процесса или расширяет возможность процесса. [ИСО 15504 -9]
Определенный процесс -
определенный набор действий для достижения специфической цели. Определенный процесс может характеризоваться стандартами, процедурами, обучением, инструментальными средствами и методами. [ИСО 15504 -9]
Атрибут процесса - измеряемая характеристика возможности процесса, применяемая к любому процессу. [ИСО 15504 -9]
Уровень возможности (процесса) - точка на порядковой шкале с шестью пунктами (возможности процесса), которая определяет возрастающую возможность выполненного процесса. Каждый уровень строится на возможности нижеуказанного уровня.
Стандартный процесс - действующее определение основного процесса, который ведет к созданию общего процесса в организации. Он описывает фундаментальные элементы процесса, включаемые в любой определенный процесс. Он также описывает связь (например, порядок и интерфейсы) между этими элементами процесса. (См. определенный процесс.) [ИСО 15504 -9]
Поставщик - организация, которая поставляет продукт клиенту. ПРИМЕЧАНИЯ. В договорной ситуации, поставщик может быть назван "контрагент". Поставщик может быть, например, производитель, дистрибьютор, импортер, монтажник или организация услуг. Поставщик может быть или внешним или внутренним по отношению к организации. [ИСО 8402].
Компонент - программа, рассматриваемая как единое целое, выполняющая законченную функцию и применяемая самостоятельно или в составе комплекса.
Комплекс - программа, состоящая из двух или более компонентов и/или комплексов, выполняющих взаимосвязанные функции, и применяемая самостоятельно или в составе другого комплекса.
Документ - уникально обозначенный блок информации для использования человеком, такой как отчет, спецификация, руководство или книга. [ ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93].
Документация - набор из одного или более связанных документов. [ ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93].
Назад Оглавление Оглавление