Каталог | Индекс раздела |
Назад | Оглавление | Вперед |
Определение (ГОСТ) |
Загрузчик - программа, которая подготавливает объектную программу к выполнению и инициирует ее выполнение. |
Более детально функции Загрузчика следующие:
Не обязательно функции Загрузчика должны выполняться именно в той последовательности, в какой они описаны. Опишем эти функции более подробно.
Функция распределения, по-видимому понятна из ее названия. Для размещения программы в оперативной памяти должно быть найдено и выделено свободное место в памяти. Для выполнения этой функции Загрузчик обычно обращается к операционной системы, которая выполняет его запрос на выделение памяти в рамках общего механизма управления памятью.
Функция загрузки сводится к считыванию образа программы с диска (или другого внешнего носителя) в оперативную память.
Функция связывания состоит в компоновки программы из многих объектных модулей. Поскольку каждый из объектных модулей в составе программы был получен в результате отдельного процесса трансляции, который работает только с одним конкретным модулем, обращения к процедурам и данным, расположенным в других модулях, в объектных модулях не содержат актуальных адресов. Загрузчик же "видит" все объектные модули, входящие в состав программы, и он может вставить в обращения к внешним точкам правильные адреса. Загрузчики, которые выполняют функцию связывания вместе с другими функциями, называются Связывающими Загрузчиками. Выполнение функции связывания может быть переложено на отдельную программу, называемую Редактором связей или Компоновщиком. Редактор связей выполняет только функцию связывания - сборки программы из многих объектных модулей и формирование адресов в обращениях к внешним точкам. На выходе Редактора связей мы получаем загрузочный модуль.
Функция перемещения необходимо потому, что программа на любом языке разрабатывается в некотором виртуальном адресном пространстве, в котором адресация ведется относительно начала программной секции. При написании программы и при ее трансляции, как правило, неизвестно, по какому адресу памяти будет размещена программа (где система найдет свободный участок памяти для ее размещения). Поэтому в большинстве случаев в командах используется именно адреса меток и данных. Однако, в некоторых случаях в программе возникает необходимость использовать реальные адреса, которые определяться только после загрузки. Все величины в программе, которые должны быть привязаны к реальным адресам, должны быть настроены с учетом адреса, по которому программа загружена.
Существуют программы, которые при написании рассчитываются на размещение в определенных адресах памяти, так называемые, абсолютные программы. Подготовка таких программ к выполнению значительно проще и выполняется она Абсолютным Загрузчиком. Функции такого Загрузчика гораздо проще:
Доля абсолютных программ в общей массе программного обеспечения ничтожно мала. Абсолютными могут быть системные программы самого низкого уровня, программы, записываемые в ПЗУ, программы для встраиваемых устройств и т.п. Подавляющее же большинство системных и все прикладные программы являются перемещаемыми, то есть, они могут загружаться для выполнения в любую область памяти, и Загрузчик для таких программ выполняет перечисленные функции в полном объеме.
При рассмотрении Ассемблеров мы оставили без внимания обработку обращений к внешним точкам и формат объектного модуля. Эти вопросы непосредственно относятся к функциям Загрузчика, и мы их рассмотрим здесь.
Основные типы Загрузчиков - настраивающие и непосредственно связывающие.
Настраивающий Загрузчик является первым шагом в сторону усложнения от Абсолютного Загрузчика. Функции связывания и перемещения решаются в нем не самым эффективным, но простейшим способом.
Проблема связывания в Настраивающем Загрузчике решается при помощи Вектора Переходов. Вектор Переходов включается в состав объектного модуля и содержит список всех внешних имен, к которым есть обращение в модуле с полем адреса для каждого имени. Вектор Переходов заполняется при обработке директив типа EXT (перечисления внешних имен). В команды программы, обращающиеся к внешним именам вставляется обращение к адресному полю соответствующего элемента Вектора Переходов с признаком косвенного обращение. (Косвенное обращение означает, что обращение идет не по адресу, который задан в команде, а по адресу, который записан в ячейке, адрес которой задан в команде.)
При загрузке в оперативную память Вектор Переходов загружается вместе с кодами программы и остается в памяти все время выполнения программы.
Когда Загрузчик компонует программу из нескольких объектных модулей, он "узнает" все фактические адреса входных точек и в Вектора Переходов тех модулей, которые обращаются к данной входной точке вставляет эти адреса. Обращение к внешней точке, таким образом, производится косвенное через Вектор Переходов.
Принятые в Настраивающих Загрузчиках методы позволяют легко реализовать настройку реальных адресов, заданных относительно начала программы. Сущность метода перемещения состоит в том, что с каждым словом кода программы (размер слова обычно равен размеру реального адреса) связывается "бит перемещения". Значение этого бита 0/1 является признаком неперемещаемого/перемещаемого слова. Если слово является неперемещаемым, оно оставляется Загрузчиком без изменений. Если слово является перемещаемым, то к значению в слове прибавляется стартовый адрес модуля в оперативной памяти. Биты перемещения могут упаковываться - например, описание 8 слов в одном байте.
Эти Загрузчики называются непосредственно связывающими потому, что они обеспечивают обращение к внешней точке непосредственно, а не через косвенную адресацию. Эти Загрузчики обеспечивают более высокую эффективность кода и более гибкие возможности связывания. Такие возможности достигаются за счет того, что в объектном модуле содержится вся необходимая для Загрузчика информация.
Объектный модуль, поступающий на вход Загрузчика должен в той или иной форме содержать:
Один из вариантов организации объектного модуля описывается ниже.
Объектный модуль состоит из записей четырех типов. В каждой записи первый байт содержит идентификатор типа записи, следующие 2 байта - размер записи. Количество и формат следующих байтов записи определяется ее типом.
Кодовая запись содержит адрес относительно начала модулей и коды программы. Кодовые записи строятся Ассемблером при генерации объектного кода - кодов команд и директив типа DC. Каждая кодовая запись начинается с адреса (относительно начала модуля), с которого начинается размещение ее содержимого. Разрывы в линейном пространстве адресов могут быть обусловлены директивами выделения памяти без записи в нее значений (директивы типа BSS) или разрывами, управляемыми программистом (директивы типа ORG).
Запись связываний содержит один или несколько элементов Таблицы внешних символов. Элемент Таблицы внешних символов имеет следующий формат:
Ассемблер формирует новые элементы Таблицы перемещений при обработке директив типа SEGMENT, ENT, EXT.
Запись перемещений содержит один или несколько элементов Таблицы перемещений. Каждый элемент этой таблицы описывает один элемент кода программы, требующий настройки, зависящей от адреса загрузки программы в память и имеет следующий формат:
Относительный адрес и длина - адрес и длина того кода, который должен быть модифицирован. Имя символа - имя из Таблицы внешних символов, которое прибавляется к значению кода или вычитается из него. Бит операции - признак операции сложения или вычитания. Ассемблер генерирует элемент Таблицы перемещений, когда обрабатывает адресные выражения. Адресное выражение может быть абсолютным (независящими от адреса загрузки) или перемещаемым (зависящими от адреса загрузки) . Элементы Таблицы перемещений генерируются только для перемещаемых выражений. Рассмотрим адресное выражение:
ADDR1 - ADDR2
адрес SEGN + длинаЗагрузчик прибавит к содержимому кода адрес сегмента SEGM.
адрес ADDR1 + длина
адрес ADDR1 + длина адрес ADDR2 - длинаПри загрузке к нулевому значению записанному по адресу адрес будет прибавлен адрес внешней точки ADDR1, а затем вычтен адрес внешней точки ADDR2.
Запись окончания формируется Ассемблером при обработке директивы END, она содержит стартовый адрес программы. Естественно, эта запись должна быть заполнена только в одном из объектных модулей, составляющих программу.
Наиболее простой алгоритм работы Загрузчика - двухпроходный.
На вход Загрузчика обязательно подается список объектных модулей, из которых составляется программа. Этот список может быть параметром программы-Загрузчика или находиться в отдельном файле. На первом проходе Загрузчик просматривает все объектные модули по списку и решает 2 задачи:
Структура элемента Глобальной таблицы - такая же, как и Таблицы внешних символов каждого модуля. В нее заносятся только входные точки всех модулей. Поскольку Загрузчик уже знает в каком месте области памяти, выделяемой для программы, будет размещаться тот или иной модуль, он заносит в Глобальную таблицу адреса входных точек относительно начала всей программы.
В конце 1-го прохода Загрузчик выделяет память и, уже зная фактический начальный адрес программы в памяти корректирует все адреса в Глобальной таблице внешних символов.
На 2-ом проходе Загрузчик снова читает все объектные модули по списку. При этом он уже размещает коды модуля в памяти и формирует для каждого модуля Таблицу внешних символов (локальную для модуля) и Таблицу перемещений. Адресные поля в этих таблицах он заполняет или корректирует с учетом фактического адреса модуля в памяти и содержимого Глобальной таблицы внешних символов. Затем он выполняет обработку Таблицы перемещений, используя для коррекции адресных кодов в программе значения из Локальной Таблицы внешних символов.
|
|
Назад | Оглавление | Вперед |
Каталог | Индекс раздела |