Многозадачность
и многопоточность.
Многозадачность (multitasking) — это способность
операционной системы выполнять несколько программ одновременно. В основе этого
принципа лежит использование операционной системой аппаратного таймера для
выделения отрезков времени (time
slices)
для каждого из одновременно выполняемых процессов. Если эти отрезки времени
достаточно малы, и машина не перегружена слишком большим числом программ, то
пользователю кажется, что все эти программы выполняются параллельно.
Идея многозадачности не нова. Многозадачность реализуется
на больших компьютерах типа мэйнфрэйм (mainframe), к которым
подключены десятки, а иногда и сотни, терминалов. У каждого пользователя,
сидящего за экраном такого терминала, создается впечатление, что он имеет
эксклюзивный доступ ко всей машине. Кроме того, операционные системы мэйнфрэймов часто дают возможность пользователям
перевести задачу в фоновый режим, где они выполняются в то время, как
пользователь может работать с другой программой.
Многопоточность — это возможность программы
самой быть многозадачной. Программа может быть разделена на отдельные потоки
выполнения (threads),
которые, как кажется, выполняются параллельно. На первый взгляд эта концепция
может показаться едва ли полезной, но оказывается, что программы могут
использовать многопоточность для выполнения протяженных во времени операций в
фоновом режиме, не вынуждая пользователя надолго отрываться от машины.
Микропроцессор Intel 8088, использовавшийся в первых ПК, не
был специально разработан для реализации многозадачности. Частично проблема
(как было показано в предыдущей главе) заключалась в недостатках управления
памятью. В то время, как множество программ начинает и заканчивает свое
выполнение, многозадачная операционная система должна осуществлять перемещение
блоков памяти для объединения свободного пространства. На процессоре 8088 это
было невозможно реализовать в стиле, прозрачном для приложений.
Сама DOS не могла здесь чем-либо существенно помочь.
Будучи разработанной таким образом, чтобы быть маленькой и не мешать
приложениям, DOS
поддерживала, кроме загрузки программ и обеспечения им доступа к файловой
системе, еще не так много средств.
Тем не менее, творческие программисты,
работавшие с DOS
на заре ее появления, нашли путь преодоления этих препятствий, преимущественно
при использовании резидентных (terminate-and-stay-resident, TSR) программ. Некоторые TSR-программы, такие как спулер печати,
использовали прерывание аппаратного таймера для выполнения процесса в фоновом
режиме. Другие, подобно всплывающим (popup) утилитам, таким как SideKick, могли выполнять одну
из задач переключения — приостановку выполнения приложения на время работы
утилиты. DOS
также была усовершенствована для обеспечения поддержки резидентных программ.
Некоторые производители программного обеспечения
пытались создать многозадачные оболочки или оболочки, использующие переключение
между задачами, как надстройки над DOS (например, Quarterdeck's DeskView), но только одна из
этих оболочек получила широкое распространение на рынке. Это, конечно, Windows.
Когда Microsoft выпустила на рынок Windows 1.0 в 1985 году, это было еще в большой степени
искусственным решением, придуманным для преодоления ограничений MS DOS. В то время Windows работала в реальном режиме (real mode), но даже тогда она
была способна перемещать блоки физической
памяти (одно из необходимых условий многозадачности) и делала это, хотя и не
очень прозрачно для приложений, но все-таки вполне удовлетворительно.
В графической оконной среде многозадачность
приобретает гораздо больший смысл, чем в однопользовательской операционной
системе, использующей командную строку. Например, в классической операционной
системе UNIX,
работающей с командной строкой, существует возможность запускать программы из
командной строки так, чтобы они выполнялись в фоновом режиме. Однако, любой вывод
на экран из программы должен быть переадресован в файл, иначе этот вывод
смешается с текущим содержимым экрана.
Оконная оболочка позволяет
нескольким программам выполняться совместно, разделяя один экран. Переключение
вперед и назад становится тривиальным, существует возможность быстро передавать
данные из одной программы в другую, например, разместить картинку, созданную в
программе рисования, в текстовом файле, образованном с помощью текстового
процессора. Передача данных поддерживалась в различных версиях Windows: сначала с использованием папки обмена (clipboard), позднее — посредством механизма динамического обмена
данными (Dynamic Data Exchange,
DDE), сейчас — через внедрение и связывание объектов (Object Linking and Embedding,
OLE).
И все же, реализованная в ранних версиях Windows многозадачность не
была традиционной вытесняющей, основанной на выделении отрезков времени, как в
многопользовательских операционных системах. Такие операционные системы
используют системный таймер для периодического прерывания выполнения одной
задачи и запуска другой. 16-разрядные версии Windows поддерживали так называемую
невытесняющую многозадачность (non-preemptive multitasking). Такой тип многозадачности
был возможен благодаря основанной на сообщениях архитектуре Windows. В общем случае, Windows-программа находилась
в памяти и не выполнялась до тех пор, пока не получала сообщение. Эти сообщения
часто являлись прямым или косвенным результатом ввода информации пользователем
с клавиатуры или мыши. После обработки сообщения программа возвращала
управление обратно Windows.
16-разрядные версии Windows не имели возможности произвольно переключать управление
с одной Windows-программы на другую,
основываясь на квантах времени таймера. Переключение между задачами происходило
в момент, когда программа завершала обработку сообщения и возвращала управление
Windows. Такую невытесняющую многозадачность называют также
кооперативной многозадачностью (cooperative multitasking) потому, что она
требует некоторого согласования между приложениями. Одна Windows-программа могла парализовать работу всей системы, если
ей требовалось много времени для обработки сообщения.
Хотя невытесняющая многозадачность была основным
типом многозадачности в 16-разрядных версиях Windows, некоторые элементы
вытесняющей (примитивной, preemptive)
многозадачности в них тоже присутствовали. Windows использовала
вытесняющую многозадачность для выполнения DOS-программ, а также позволяла библиотекам
динамической компоновки (DLL)
получать прерывания аппаратного таймера для задач мультимедиа.
16-разрядные версии Windows имели некоторые
особенности, которые помогали программистам если не разрешить, то, по крайней
мере, справиться с ограничениями, связанными с невытесняющей многозадачностью.
Наиболее известной является отображение курсора мыши в виде песочных часов.
Конечно, это не решение проблемы, а только лишь возможность дать знать
пользователю, что программа занята выполнением протяженной во времени работы, и
что система какое-то время будет недоступна. Другим частичным решением является
использование системного таймера Windows,
что позволяет выполнять какие-либо действия периодически. Таймер часто
используется в приложениях типа часов и приложениях, работающих с анимацией.
Другим решением по
преодолению ограничений невытесняющей многозадачности является вызов функции PeekMessage.
Обычно программа использует вызов функции GetMessage для извлечения сообщений из очереди. Однако, если в
данный момент времени очередь сообщений пуста, то функция GetMessage
будет ждать поступления сообщения в очередь, а затем возвратит его. Функция PeekMessage
работает иначе — она возвращает управление программе даже в том случае, если
нет сообщений в очереди. Таким образом, выполнение работы, требующей больших
затрат времени, будет продолжаться до того момента, пока в очереди не появятся
сообщения для данной или любой другой программы.
Первой попыткой фирмы Microsoft (в сотрудничестве с IBM) внедрить многозадачность в квази-DOS/Windows оболочку была система
OS/2
и Presentation
Manager
(PM).
Хотя OS/2,
конечно, поддерживала вытесняющую многозадачность, часто казалось, что это
вытеснение не было перенесено в PM.
Дело в том, что PM
выстраивал в очередь сообщения, формируемые в результате пользовательского
ввода от клавиатуры или мыши. Это означает, что PM не предоставляет программе такое пользовательское
сообщение до тех пор, пока предыдущее сообщение, введенное пользователем, не
будет полностью обработано.
Хотя сообщения от клавиатуры или мыши — это
только часть множества сообщений, которые может получить программа в PM или Windows, большинство других
сообщений являются результатом событий, связанных с клавиатурой или мышью.
Например, сообщение от меню команд является результатом выбора пункта меню с
помощью клавиатуры или мыши. Сообщение от клавиатуры или мыши не будет
обработано до тех пор, пока не будет полностью обработано сообщение от меню.
Основная причина организации последовательной
очереди сообщений состоит в том, чтобы отследить все действия пользователя.
Если какое-либо сообщение от клавиатуры или мыши вызывает переход фокуса ввода
от одного окна к другому, то следующее сообщение клавиатуры должно быть
направлено в окно, на которое установился фокус ввода. Таким образом, система
не знает, в какое окно передавать сообщение на обработку до тех пор, пока не
будет обработано предыдущее сообщение.
В настоящее время принято соглашение о том, что
не должно быть возможности для какого-либо одного приложения парализовать
работу всей системы, и что требуется использовать непоследовательную очередь
сообщений, поддерживаемую системами Windows 95 и Windows NT. Если одна программа занята выполнением
протяженной во времени операции, то существует возможность переключить фокус
ввода на другое приложение.
Выше был рассмотрен Presentation Manager операционной системы OS/2 только из-за того, что это была первая
оболочка, которая подготовила сознание некоторых ветеранов программирования под
Windows
(в том числе и автора) к введению многопоточности. Интересно, что ограниченная поддержка многопоточности в
PM
дала программистам основную идею организации программ, использующих
многопоточность. Хотя эти ограничения сейчас преимущественно преодолены в Windows 95, тем не менее
уроки, полученные при работе с более ограниченными системами, остаются
актуальными и по сей день.
В многопоточной среде программы могут быть
разделены на части, называемые потоками выполнения (threads), которые выполняются
одновременно. Поддержка многопоточности оказывается лучшим решением проблемы
последовательной очереди сообщений в PM и приобретает полный смысл при ее реализации в Windows 95.
В терминах программы "поток" — это
просто функция, которая может также вызывать другие функции программы.
Программа начинает выполняться со своего главного (первичного) потока, который
в традиционных программах на языке C является функцией main,
а в Windows-программах
— WinMain. Будучи выполняемой,
функция может создавать новые потоки обработки, выполняя системный вызов с
указанием функции инициализации потока (initial threading function). Операционная
система в вытесняющем режиме переключает управление между потоками подобно
тому, как она это делает с процессами.
В PM
системы OS/2
любой поток может либо создавать очередь сообщений, либо не создавать. PM-поток должен создавать очередь
сообщений, если он собирается создавать окно. С другой стороны, поток может не
создавать очередь сообщений, если он осуществляет только обработку данных или
графический вывод. Поскольку потоки, не создающие очереди сообщений, не
обрабатывают сообщения, то они не могут привести к "зависанию"
системы. На поток, не имеющий очереди сообщений, накладывается только одно ограничение
— он не может посылать асинхронное сообщение в окно потока, имеющего очередь
сообщений, или вызывать какую-либо функцию, если это приведет к посылке
сообщения. (Однако эти потоки могут посылать
синхронные сообщения потокам, имеющим очередь сообщений.)
Как уже отмечалось выше, ограничения PM дали программистам основные идеи для понимания
того, как использовать множество потоков в программе, выполняемой в графической
среде. Ниже приведены наши рекомендации по архитектуре многопоточных программ:
первичный или главный (primary)
поток вашей программы создает все окна и соответствующие им оконные процедуры,
необходимые в программе и обрабатывает все сообщения для этих окон. Все
остальные потоки — это просто фоновые задачи. Они не имеют интерактивной связи
с пользователем, кроме как через первичный поток.
Один из способов добиться этого состоит в том,
чтобы первичный поток обрабатывал пользовательский ввод и другие сообщения,
возможно создавая при этом вторичные (secondary) потоки в процессе. Эти вторичные потоки
выполняют не связанные с пользователем задачи.
Потоки внутри отдельной
программы являются частями одного процесса, поэтому они разделяют все ресурсы
процесса, такие как память и открытые файлы. Поскольку потоки разделяют память,
отведенную программе, то они разделяют и статические переменные. Однако, у
каждого потока есть свой собственный стек, и значит, автоматические переменные
являются уникальными для каждого
потока. Каждый поток, также, имеет свое состояние процессора, которое
сохраняется и восстанавливается при переключении между потоками.
Собственно разработка, программирование и
отладка сложного многопоточного приложения являются, естественно, самыми
сложными задачами, с которыми приходится сталкиваться программисту для Windows. Поскольку в системе
с вытесняющей многозадачностью поток может быть прерван в любой момент для
переключения на другой поток, то может случайно произойти любое нежелательное
взаимодействие между двумя потоками.
Одной из основных ошибок в многопоточных
программах является так называемое состояние гонки (race condition). Это случается, если
программист считает, что один поток закончит выполнение своих действий,
например, подготовку каких-либо данных, до того, как эти данные потребуются
другому потоку. Для координации действий потоков операционным системам
необходимы различные формы синхронизации. Одной из таких форм является семафор
(semaphore),
который позволяет программисту приостановить выполнение потока в конкретной
точке программы до тех пор, пока он не получит от другого потока сигнал о том,
что он может возобновить работу. Похожи на семафоры критические разделы (critical sections), которые
представляют собой разделы кода, во время выполнения которого, поток не может
быть прерван.
Но использование семафоров может привести к
другой распространенной ошибке, связанной с потоками, которая называется
тупиком (deadlock).
Это случается, когда два потока блокируют выполнение друг друга, а для того,
чтобы их разблокировать необходимо продолжить работу.
К счастью, 32-разрядные программы более
устойчивы к определенным проблемам, включая проблемы с потоками, чем
16-разрядные программы. Например, предположим, что один поток выполняет простое
действие:
lCount++
;
где lCount
— 32-разрядная глобальная переменная типа длинное целое, используемая другими
потоками. В 16-разрядной программе, в которой такой оператор языка C транслируется в две инструкции машинного кода (сначала инкрементируется
младшие 16 разрядов, а затем добавляется перенос в старшие 16 разрядов).
Допустим, что операционная система прервала поток между этими двумя инструкциями
машинного кода. Если переменная lCount имела значение 0x0000FFFF, то после выполнения
первой инструкции машинного кода lCount будет иметь нулевое значение. Если в этот момент произойдет
прерывание потока, то другой поток получит нулевое значение переменной lCount.
Только после окончания этого потока значение lCount будет увеличено на единицу до своего истинного значения
0x00010000.
Такого рода ошибка может быть никогда не
выявлена, поскольку довольно редко приводит к проблемам во время выполнения.
Для 16-разрядных программ наилучший путь предотвратить такую ошибку — это
поместить данное выражение в критический раздел, в рамках которого поток не
может быть прерван. В 32-разрядной программе, однако, приведенное выражение
является абсолютно корректным, поскольку оно компилируется в одну инструкцию
машинного кода.
Операционные системы Windows 95 и Windows NT не имеют последовательной очереди
сообщений. Такое решение кажется очень хорошим: если программа выполняет
длительную обработку сообщения, то курсор мыши принимает форму песочных часов
при расположении над окном этой программы, и изменяется на обычную стрелку, если
он располагается над окном другой программы. Простым щелчком кнопкой мыши можно
перевести другое окно на передний план.
Однако, пользователь по-прежнему не может
работать с приложением, выполняющим длительную операцию, поскольку выполнение
длительной операции предотвращает получение сообщений программой. А это
нежелательно. Программа должна быть всегда открыта для сообщений, а это требует
использования вторичных потоков.
В Windows 95 и Windows NT не существует различия между потоками, имеющими очередь сообщений, и
потоками без очереди сообщений. При создании каждый поток получает свою
собственную очередь сообщений. Это снижает число ограничений, существующих для
потоков в PM-программе. (Однако, в
большинстве случаев все еще обработка ввода и сообщений осуществляется в одном
потоке, а протяженные во времени задачи передаются другим потокам, которые не
создают окон.) Такая схема организации приложения, как мы увидим, почти всегда
является наиболее разумной.
Еще хорошая новость: в Windows 95 и Windows NT есть функция, которая позволяет одному
потоку уничтожить другой поток, принадлежащий тому же процессу. Как вы
обнаружите, когда начнете писать многопоточные приложения под Windows, иногда это очень
удобно. Ранние версии операционной системы OS/2 не содержали функции для уничтожения
потоков.
И последняя хорошая новость (по крайней мере, по
этой тематике): Windows
95 и Windows
NT
поддерживают так называемую локальную память потока (thread local storage, TLS). Для того чтобы понять, что это такое,
вспомним о том, что статические переменные, как глобальные так и локальные по
отношению к функциям, разделяются между потоками, поскольку они расположены в
зоне памяти данных процесса. Автоматические переменные (которые являются всегда
локальными по отношению к функции) — уникальны для каждого потока, т. к. они
располагаются в стеке, а каждый поток имеет свой стек.
Иногда бывает удобно
использовать для двух и более потоков одну и ту же функцию, а статические
данные использовать уникальные для каждого потока. Это и есть пример
использования локальной памяти потока. Существует несколько вызовов функций Windows для работы с локальной памятью потока. Фирма Microsoft ввела расширение в компилятор C, которое позволяет использовать локальную память потока более прозрачным
для программиста образом.
Нет смысла использовать
множество потоков в программе, которая в этом не нуждается. Если ваша программа
выводит на экран курсор в виде песочных часов на достаточно долгий период
времени, или, если она использует функцию PeekMessage для того, чтобы избежать появления курсора в виде песочных
часов, то тогда идея реструктуризации программы в многопоточную, вероятно,
может оказаться хорошей. В противном случае, вы только усложните себе работу и,
возможно, внесете в программу новые ошибки.
Есть даже некоторые ситуации, когда появление
курсора мыши в виде песочных часов, может быть совершенно подходящим. Загрузка
большого файла в память может потребовать больше времени, чем 1/10 секунды.
Значит ли это, что функции загрузки файла должны были быть реализованы с
использованием разделения на потоки? Совсем необязательно. Когда пользователь
дает программе команду открыть файл, то он или она обычно хочет, чтобы
операционная система выполнила ее немедленно. Выделение процесса загрузки файла
в отдельный поток просто приведет к усложнению программы.
Программа
Rect1.c
Обратите внимание, что в программу Rect1.c включен заголовочный файл PROCESS.H. В этом файле описывается функция C с именем _beginthread,
которая запускает новый поток (это будет показано ниже). В функции WinMain
значение hwnd, возвращаемое
функцией CreateWindow, сохраняется в глобальной
переменной.
Оконная процедура вызывает функцию _beginthread
самым простым способом, используя только
адрес функции потока, имеющей имя Thread,
в качестве первого параметра, и остальные
нулевые параметры. Функция потока возвращает значение типа VOID и имеет один параметр типа указатель
на VOID.
Функция Thread в программе Rect1 не использует этот параметр.
После вызова функции _beginthread
код функции потока, также как и код любой другой функции, которая может быть
вызвана из функции потока, выполняется одновременно с оставшимся кодом программы.
Два и более потока могут использовать одну и ту же функцию процесса. В этом
случае автоматические локальные переменные (хранящиеся в стеке) уникальны для
каждого потока; все статические переменные являются общими для всех потоков
процесса. Поэтому, оконная процедура устанавливает значения переменных cxClient
и cyClient, а функция Thread
может их использовать.
Это были случаи, когда вам были необходимы
данные уникальные более чем для одного потока. Обычно такие данные хранятся в
статических переменных. В Windows
95 существует также так называемая локальная память потока.
В коде многопоточной программы Rect1 не использовался третий параметр
функции _beginthread. Этот параметр
позволяет потоку, который создает другой
поток, передавать информацию этому потоку в виде 32-разрядной переменной.
Обычно такая переменная является указателем на структуру данных. Это дает
возможность создающему и создаваемому потокам совместно владеть информацией без
использования глобальных переменных.
Выполнение потока завершается при вызове функции
_endthread. Это не является
строго необходимым, поскольку поток уничтожается после выхода из функции потока.
Однако, функция _endthread является полезной при
выходе из потока, сидящего глубоко в иерархии потоков обработки.
Функция KillThread
могла бы быть использована в том случае, когда "чистое" завершение
невозможно. Причина может состоять в том, что потоки имеют возможность
захватывать ресурсы, например, память. Если эта память не освобождается при
завершении потока, то она продолжает оставаться захваченной. Потоки — не
процессы: захваченные ресурсы разделяются между всеми потоками процесса, и
поэтому они не освобождаются автоматически при завершении потока. Хороший стиль
программирования предписывает, чтобы поток освобождал все захваченные им
ресурсы.
Правильная техника
программирования многопоточных приложений включает использование синхронизации
потоков (thread synchronization) (и в частности, критических разделов, critical sections).
Синхронизацию потоков мы рассмотрим более детально позже. В нескольких словах,
критические разделы ограничиваются вызовами функций EnterCriticalSection
и LeaveCriticalSection. Если один
поток входит в критический раздел, то другой поток уже не может войти в него.
Для второго потока вызов функции EnterCriticalSection приводит к
приостановке выполнения внутри этой функции до тех пор, пока первый поток не
вызовет функцию LeaveCriticalSection.
Выше было показано, как лучше организовать
архитектуру программы, использующей многопоточность, а именно, чтобы первичный
поток создавал все окна в программе, содержал все оконные процедуры этих окон и
обрабатывал все сообщения. Вторичные потоки выполняют фоновые задачи или
задачи, протяженные во времени.
Однако, предположим, что вы хотите реализовать
анимацию во вторичном потоке. Обычно анимация в Windows осуществляется с
использованием сообщения WM_TIMER. Но если вторичный поток не создает
окно, то он не может получить это сообщение. А без задания определенного темпа
анимация могла бы осуществляться слишком быстро.
Решение состоит в использовании функции Sleep.
Поток вызывает функцию Sleep для того, чтобы
добровольно отложить свое выполнение. Единственный параметр этой функции —
время, задаваемое в миллисекундах. Функция Sleep
не осуществляет возврата до тех пор, пока не истечет указанное время. В течение
него выполнение потока приостанавливается и выделения для него процессорного
времени не происходит (хотя очевидно, что для потока все-таки требуется
какое-то незначительное время, за которое система должна определить, пора
возобновлять выполнение потока или нет). Если параметр функции Sleep
задан равным нулю, то поток будет лишен остатка выделенного ему кванта процессорного
времени. Когда поток вызывает функцию Sleep,
задержка на заданное время относится только к этому потоку. Система продолжает
выполнять другие потоки этого и других процессов.
Примерно раз в году светофор на каком-нибудь
оживленном перекрестке перестает работать. В результате возникает хаос, и хотя
машины обычно избегают аварий, довольно часто они сближаются слишком опасно.
Мы могли бы описать
перекресток двух дорог в терминах программирования как критический раздел (critical section).
Машина, двигающаяся на юг, и машина, двигающаяся на запад, не могут проехать
через перекресток одновременно, избежав при этом столкновения. В зависимости от
интенсивности движения возможны разные подходы к решению этой проблемы. При
очень маленьком движении через перекресток, когда хорошая видимость, водители
могут рассчитывать, что они правильно уступят дорогу друг другу. Более оживленное
движение требует установки знака "Стоп", а для еще более напряженного
движения необходим светофор. Светофор помогает координировать
движение через перекресток (если он работает, конечно).
В однозадачной операционной системе обычные
программы не нуждаются в "светофорах" для координации их действий.
Они выполняются так, как будто они являются хозяевами дороги, по которой они
следуют. Не существует ничего, что могло бы вмешаться в то, что они делают.
Даже в многозадачной операционной системе
большинство программ выполняются независимо друг от друга. Но некоторые
проблемы все же могут возникнуть. Например, двум программам может понадобиться
читать и писать в один файл в одно и то же время. Для таких случаев
операционная система поддерживает механизм разделения файлов (shared files) и блокирования отдельных фрагментов
файла (record
locking).
Однако, в операционной
системе, поддерживающей многопоточность, такое решение может внести путаницу и
создать потенциальную опасность. Разделение
данных между двумя и более потоками является общим случаем. Например, один
поток может обновлять одну или более переменных, а другой может использовать
эти переменные. Иногда в этой ситуации может возникнуть проблема, а иногда —
нет. (Помните, что операционная система может переключать управление потоками
только между инструкциями машинного кода. Если простое целое число разделяется
между двумя потоками, то изменение этой переменной обычно осуществляется одной
инструкцией машинного кода, и потенциальные проблемы сводятся к минимуму.)
Однако, предположим, что потоки разделяют
несколько переменных или структуру данных. Часто эти сложные переменные или
поля структур данных должны быть согласованными между собой. Операционная
система может прерывать поток в середине процесса обновления этих переменных. В
этом случае поток, который затем использует эти переменные, будет иметь дело с
несогласованными данными.
В результате бы возникла коллизия, и нетрудно
представить себе, как такого рода ошибка может привести к краху программы. В
этой ситуации нам необходимо нечто похожее на светофор, который мог бы
синхронизировать и координировать работу потоков. Таким средством и является
критический раздел. Критический раздел — это блок кода, при выполнении которого
поток не может быть прерван.
Имеется четыре функции для работы с критическими
разделами. Чтобы их использовать, вам необходимо определить объект типа
критический раздел, который является глобальной переменной типа CRITICAL_SECTION. Например,
CRITICAL_SECTION
cs ;
Тип данных CRITICAL_SECTION является структурой,
но ее поля используются только внутри Windows. Объект типа критический раздел сначала должен
быть инициализирован одним из потоков программы с помощью функции:
InitializeCriticalSection
(&cs)
;
Эта функция создает объект критический раздел с
именем cs. В документации содержится следующее
предупреждение: "Объект критический раздел не может быть перемещен или
скопирован. Процесс также не должен модифицировать объект, а должен обращаться
с ним, как с "черным ящиком". "
После инициализации объекта критический раздел
поток входит в критический раздел, вызывая функцию:
EnterCriticalSection
(&cs)
;
В этот момент поток становится владельцем
объекта. Два различных потока не могут быть владельцами одного объекта
критический раздел одновременно.
Следовательно, если один поток вошел в критический раздел, то следующий
поток, вызывая функцию EnterCriticalSection с тем же самым
объектом критический раздел, будет
задержан внутри функции. Возврат из функции произойдет только тогда, когда
первый поток покинет критический раздел, вызвав функцию:
LeaveCriticalSection
(&cs)
;
В этот момент второй поток,
задержанный в функции EnterCriticalSection, станет владельцем критического раздела, и его
выполнение будет возобновлено.
Когда объект критический раздел больше не нужен
вашей программе, его можно удалить с помощью функции:
DeleteCriticalSection
(&cs)
;
Это приведет к освобождению всех ресурсов
системы, задействованных для поддержки объекта критический раздел.
Механизм критических разделов основан на
принципе взаимного исключения (mutual
exclusion).
Этот термин нам еще встретится при дальнейшем рассмотрении синхронизации потоков.
Только один поток может быть владельцем критического раздела в каждый
конкретный момент времени. Следовательно, один поток может войти в критический
раздел, установить значения полей структуры и выйти из критического раздела.
Другой поток, использующий эту структуру, также мог бы войти в критический
раздел перед осуществлением доступа к полям структуры, а затем выйти из
критического раздела.
Обратите внимание, что возможно определение
нескольких объектов типа критический раздел, например, cs1 и cs2. Если в программе
имеется четыре потока, и два первых из них разделяют некоторые данные, то они
могут использовать первый объект критический раздел, а два других потока, также
разделяющих другие данные, могут использовать второй объект критический раздел.
Обратите внимание, что надо быть весьма
осторожным при использовании критического раздела в главном потоке. Если
вторичный поток проводит слишком много времени в его собственном критическом
разделе, то это может привести к "зависанию" главного потока на
слишком большой период времени.
Существует одно ограничение в использовании
критических разделов. Оно заключается в том, что их можно применять для
синхронизации потоков только в рамках одного процесса. Но бывают случаи, когда
необходимо синхронизировать действия потоков различных процессов, которые
разделяют какие-либо ресурсы (например, память). Использовать критические
разделы в такой ситуации нельзя. Вместо них подключаются объекты типа mutex (mutex object).
Составное слово "mutex" происходит из словосочетания
"mutual
exclusion",
что означает взаимное исключение, и очень точно отражает назначение объектов.
Мы хотим предотвратить возможность прерывания потока в программе до тех пор,
пока не будет выполнено обновление или использование разделяемых данных. Или,
используя употребленную выше аналогию, мы хотим, чтобы поток транспорта,
движущийся на юг, и поток транспорта, движущийся на запад, не пересекались на
перекрестке.