В последнем случае присваивание переменной n значения 12 выполнит компилятор еще во время компиляции программы, а не сама программа при своем запуске. Точно так же про- исходит со всеми статическими данными (описанными как static, либо расположенными вне всех функций); причем если их начальное значение не указано явно - то подразумевается 0 ('\0', NULL, ""). Однако нулевые значения не хранятся в скомпилированном выполняе- мом файле, а требуемая "чистая" память расписывается при старте программы. 1.16. По поводу описания переменной с инициализацией: TYPE x = выражение; является (почти) эквивалентом для TYPE x; /* описание */ x = выражение; /* вычисление начального значения */ А. Богатырев, 1992-95 - 8 - Си в UNIX Рассмотрим пример: #includeextern double sqrt(); /* квадратный корень */ double x = 1.17; double s12 = sqrt(12.0); /* #1 */ double y = x * 2.0; /* #2 */ FILE *fp = fopen("out.out", "w"); /* #3 */ main(){ double ss = sqrt(25.0) + x; /* #4 */ ... } Строки с метками #1, #2 и #3 ошибочны. Почему? Ответ: при инициализации статических данных (а s12, y и fp таковыми и являются, так как описаны вне какой-либо функции) выражение должно содержать только константы, поскольку оно вычисляется КОМПИЛЯТОРОМ. Поэтому ни использование значений переменных, ни вызовы функций здесь недопустимы (но можно брать адреса от переменных). В строке #4 мы инициализируем автоматическую переменную ss, т.е. она отводится уже во время выполнения программы. Поэтому выражение для инициализации вычисляется уже не компилятором, а самой программой, что дает нам право использовать переменные, вызовы функций и.т.п., то есть выражения языка Си без ограничений. 1.17. Напишите программу, реализующую эхо-печать вводимых символов. Программа должна завершать работу при получении признака EOF. В UNIX при вводе с клавиатуры признак EOF обычно обозначается одновременным нажатием клавиш CTRL и D (CTRL чуть раньше), что в дальнейшем будет обозначаться CTRL/D; а в MS DOS - клавиш CTRL/Z. Используйте getchar() для ввода буквы и putchar() для вывода. 1.18. Напишите программу, подсчитывающую число символов поступающих со стандартного ввода. Какие достоинства и недостатки у следующей реализации: #include main(){ double cnt = 0.0; while (getchar() != EOF) ++cnt; printf("%.0f\n", cnt ); } Ответ: и достоинство и недостаток в том, что счетчик имеет тип double. Достоинство - можно подсчитать очень большое число символов; недостаток - операции с double обычно выполняются гораздо медленнее, чем с int и long (до десяти раз), программа будет работать дольше. В повседневных задачах вам вряд ли понадобится иметь счетчик, отличный от long cnt; (печатать его надо по формату "%ld"). 1.19. Составьте программу перекодировки вводимых символов со стандартного ввода по следующему правилу: a -> b b -> c c -> d ... z -> a другой символ -> * Коды строчных латинских букв расположены подряд по возрастанию. 1.20. Составьте программу перекодировки вводимых символов со стандартного ввода по следующему правилу: А. Богатырев, 1992-95 - 9 - Си в UNIX B -> A C -> B ... Z -> Y другой символ -> * Коды прописных латинских букв также расположены по возрастанию. 1.21. Напишите программу, печатающую номер и код введенного символа в восьмеричном и шестнадцатеричном виде. Заметьте, что если вы наберете на вводе строку символов и нажмете клавишу ENTER, то программа напечатает вам на один символ больше, чем вы наб- рали. Дело в том, что код клавиши ENTER, завершившей ввод строки - символ '\n' - тоже попадает в вашу программу (на экране он отображается как перевод курсора в начало следующей строки!). 1.22. Разберитесь, в чем состоит разница между символами '0' (цифра нуль) и '\0' (нулевой байт). Напечатайте printf( "%d %d %c\n", '\0', '0', '0' ); Поставьте опыт: что печатает программа? main(){ int c = 060; /* код символа '0' */ printf( "%c %d %o\n", c, c, c); } Почему печатается 0 48 60? Теперь напишите вместо int c = 060; строчку char c = '0'; 1.23. Что напечатает программа? #include void main(){ printf("ab\0cd\nxyz"); putchar('\n'); } Запомните, что '\0' служит признаком конца строки в памяти, а '\n' - в файле. Что в строке "abcd\n" на конце неявно уже расположен нулевой байт: 'a','b','c','d','\n','\0' Что строка "ab\0cd\nxyz" - это 'a','b','\0','c','d','\n','x','y',z','\0' Что строка "abcd\0" - избыточна, поскольку будет иметь на конце два нулевых байта (что не вредно, но зачем?). Что printf печатает строку до нулевого байта, а не до закрывающей кавычки. Программа эта напечатает ab и перевод строки. Вопрос: чему равен sizeof("ab\0cd\nxyz")? Ответ: 10. 1.24. Напишите программу, печатающую целые числа от 0 до 100. 1.25. Напишите программу, печатающую квадраты и кубы целых чисел. А. Богатырев, 1992-95 - 10 - Си в UNIX 1.26. Напишите программу, печатающую сумму квадратов первых n целых чисел. 1.27. Напишите программу, которая переводит секунды в дни, часы, минуты и секунды. 1.28. Напишите программу, переводящую скорость из километров в час в метры в секун- дах. 1.29. Напишите программу, шифрующую текст файла путем замены значения символа (нап- ример, значение символа C заменяется на C+1 или на ~C ). 1.30. Напишите программу, которая при введении с клавиатуры буквы печатает на терми- нале ключевое слово, начинающееся с данной буквы. Например, при введении буквы 'b' печатает "break". 1.31. Напишите программу, отгадывающую задуманное вами число в пределах от 1 до 200, пользуясь подсказкой с клавиатуры "=" (равно), "<" (меньше) и ">" (больше). Для уга- дывания числа используйте метод деления пополам. 1.32. Напишите программу, печатающую степени двойки 1, 2, 4, 8, ... Заметьте, что, начиная с некоторого n, результат становится отрицательным из-за пере- полнения целого. 1.33. Напишите подпрограмму вычисления квадратного корня с использованием метода касательных (Ньютона): x(0) = a 1 a x(n+1) = - * ( ---- + x(n)) 2 x(n) Итерировать, пока не будет | x(n+1) - x(n) | < 0.001 Внимание! В данной задаче массив не нужен. Достаточно хранить текущее и предыду- щее значения x и обновлять их после каждой итерации. 1.34. Напишите программу, распечатывающую простые числа до 1000. 1, 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, ... А. Богатырев, 1992-95 - 11 - Си в UNIX /*#!/bin/cc primes.c -o primes -lm * Простые числа. */ #include #include int debug = 0; /* Корень квадратный из числа по методу Ньютона */ #define eps 0.0001 double sqrt (x) double x; { double sq, sqold, EPS; if (x < 0.0) return -1.0; if (x == 0.0) return 0.0; /* может привести к делению на 0 */ EPS = x * eps; sq = x; sqold = x + 30.0; /* != sq */ while (fabs (sq * sq - x) >= EPS) { /* fabs( sq - sqold )>= EPS */ sqold = sq; sq = 0.5 * (sq + x / sq); } return sq; } /* таблица прoстых чисел */ int is_prime (t) register int t; { register int i, up; int not_div; if (t == 2 || t == 3 || t == 5 || t == 7) return 1; /* prime */ if (t % 2 == 0 || t == 1) return 0; /* composite */ up = ceil (sqrt ((double) t)) + 1; i = 3; not_div = 1; while (i <= up && not_div) { if (t % i == 0) { if (debug) fprintf (stderr, "%d поделилось на %d\n", t, i); not_div = 0; break; } i += 2; /* * Нет смысла проверять четные, * потому что если делится на 2*n, * то делится и на 2, * а этот случай уже обработан выше. */ } return not_div; } А. Богатырев, 1992-95 - 12 - Си в UNIX #define COL 6 int n; main (argc, argv) char **argv; { int i, j; int n; if( argc < 2 ){ fprintf( stderr, "Вызов: %s число [-]\n", argv[0] ); exit(1); } i = atoi (argv[1]); /* строка -> целое, ею изображаемое */ if( argc > 2 ) debug = 1; printf ("\t*** Таблица простых чисел от 2 до %d ***\n", i); n = 0; for (j = 1; j <= i; j++) if (is_prime (j)){ /* распечатка в COL колонок */ printf ("%3d%s", j, n == COL-1 ? "\n" : "\t"); if( n == COL-1 ) n = 0; else n++; } printf( "\n---\n" ); exit (0); } 1.35. Составьте программу ввода двух комплексных чисел в виде A + B * I (каждое на отдельной строке) и печати их произведения в том же виде. Используйте scanf и printf. Перед тем, как использовать scanf, проверьте себя: что неверно в нижеприведенном опе- раторе? int x; scanf( "%d", x ); Ответ: должно быть написано "АДРЕС от x", то есть scanf( "%d", &x ); 1.36. Напишите подпрограмму вычисления корня уравнения f(x)=0 методом деления отрезка пополам. Приведем реализацию этого алгоритма для поиска целочисленного квад- ратного корня из целого числа (этот алгоритм может использоваться, например, в машин- ной графике при рисовании дуг): /* Максимальное unsigned long число */ #define MAXINT (~0L) /* Определим имя-синоним для типа unsigned long */ typedef unsigned long ulong; /* Функция, корень которой мы ищем: */ #define FUNC(x, arg) ((x) * (x) - (arg)) /* тогда x*x - arg = 0 означает x*x = arg, то есть * x = корень_квадратный(arg) */ /* Начальный интервал. Должен выбираться исходя из * особенностей функции FUNC */ #define LEFT_X(arg) 0 #define RIGHT_X(arg) (arg > MAXINT)? MAXINT : (arg/2)+1; /* КОРЕНЬ КВАДРАТНЫЙ, округленный вниз до целого. * Решается по методу деления отрезка пополам: * FUNC(x, arg) = 0; x = ? А. Богатырев, 1992-95 - 13 - Си в UNIX */ ulong i_sqrt( ulong arg ) { register ulong mid, /* середина интервала */ rgt, /* правый край интервала */ lft; /* левый край интервала */ lft = LEFT_X(arg); rgt = RIGHT_X(arg); do{ mid = (lft + rgt + 1 )/2; /* +1 для ошибок округления при целочисленном делении */ if( FUNC(mid, arg) > 0 ){ if( rgt == mid ) mid--; rgt = mid ; /* приблизить правый край */ } else lft = mid ; /* приблизить левый край */ } while( lft < rgt ); return mid; } void main(){ ulong i; for(i=0; i <= 100; i++) printf("%ld -> %lu\n", i, i_sqrt(i)); } Использованное нами при объявлении переменных ключевое слово register означает, что переменная является ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМОЙ, и компилятор должен попытаться разместить ее на регистре процессора, а не в стеке (за счет чего увеличится скорость обращения к этой переменной). Это слово используется как register тип переменная; register переменная; /* подразумевается тип int */ От регистровых переменных нельзя брать адрес: &переменная ошибочно. 1.37. Напишите программу, вычисляющую числа треугольника Паскаля и печатающую их в виде треугольника. C(0,n) = C(n,n) = 1 n = 0... C(k,n+1) = C(k-1,n) + C(k,n) k = 1..n n - номер строки В разных вариантах используйте циклы, рекурсию. 1.38. Напишите функцию вычисления определенного интеграла методом Монте-Карло. Для этого вам придется написать генератор случайных чисел. Си предоставляет стандартный датчик ЦЕЛЫХ равномерно распределенных псевдослучайных чисел: если вы хотите получить целое число из интервала [A..B], используйте int x = A + rand() % (B+1-A); Чтобы получать разные последовательности следует задавать некий начальный параметр последовательности (это называется "рандомизация") при помощи srand( число ); /* лучше нечетное */ Чтобы повторить одну и ту же последовательность случайных чисел несколько раз, вы должны поступать так: srand(NBEG); x=rand(); ... ; x=rand(); /* и повторить все сначала */ srand(NBEG); x=rand(); ... ; x=rand(); Используемый метод получения случайных чисел таков: А. Богатырев, 1992-95 - 14 - Си в UNIX static unsigned long int next = 1L; int rand(){ next = next * 1103515245 + 12345; return ((unsigned int)(next/65536) % 32768); } void srand(seed) unsigned int seed; { next = seed; } Для рандомизации часто пользуются таким приемом: char t[sizeof(long)]; time(t); srand(t[0] + t[1] + t[2] + t[3] + getpid()); 1.39. Напишите функцию вычисления определенного интеграла по методу Симпсона. /*#!/bin/cc $* -lm * Вычисление интеграла по методу Симпсона */ #include extern double integral(), sin(), fabs(); #define PI 3.141593 double myf(x) double x; { return sin(x / 2.0); } int niter; /* номер итерации */ void main(){ double integral();